Государственных школ по-прежнему больше, чем частных. Увы, ориентироваться в них становится все сложнее и сложнее, ведь среди них не так много осталось школ, которые согласятся с названием «обычная». Достаточно четкое деление школ по специализации, которое было пять-десять лет назад, превратилось в хаос имен и названий.
Выбирая учебное заведение, следует ориентироваться не столько на его название, сколько на содержание обучения в нем, его статус и авторитет.

Типы школ
Плюсы и минусы разных типов школ
Запись в школу
Какие способности должны быть развиты у ребенка
Физиологические и психические особенности ребенка. Здоровье
На что нужно обратить внимание при выборе школы

Типы школ

Школы с углубленным изучением иностранного языка

Языки (вернее, практически один язык — английский) превратились из роскоши в необходимость. В связи с этим научить ему теперь обещают не только в языковых, бывших «спец», но буквально в каждой второй школе. И лишь некоторые честно признаются, что язык не их специализация, что с педагогами проблема, текучка кадров заела и прочее.

Действительно, во многих школах с некоторых пор перешли на изучение языка с первого класса, но количество, как известно, не всегда переходит в качество. Поэтому, если хорошее знание языка видится вам залогом будущего успеха, стоит обратить внимание на те самые бывшие спецшколы, но предупреждаем сразу, конкурс в них как в институт, 3-7 человек на место.

«Французских» школ традиционно меньше, не говоря уже о «немецких». Но с традициями, уровнем знания языка и знаменитыми выпускниками у них тоже все в порядке. Большинство имеет старинные контакты со школами и организациями за рубежом, так что ученики могут рассчитывать на поездки и стажировки за границей. Член международной ассоциации европейских лицеев Horizon. Лучшая «немецкая» школа — гимназия при Гёте-институте.
Стоит обратить внимание и на государственные лицеи и гимназии, во многих из которых иностранные языки преподаются на очень высоком уровне, в том числе и редкие.

Физико-математические

Несмотря на бедственное положение инженеров и научных работников, умненькие мальчики (да и девочки в общем-то тоже) со склонностью к точным и естественным наукам никуда не исчезли. Именно для них продолжают функционировать математические, физико-математические и т. п. школы.

Математика не иностранный язык, с пяти лет глубоко в нее погружаться не обязательно. Поэтому физико-математическая и химико-биологическая специализации появляются обычно в старших классах, тогда же идет активный набор учащихся. Вернее сказать, не набор, а отбор.

Пройти собеседование и сдать экзамены в старшие классы — это уже хороший показатель. Несмотря на особое отношение к математике (или химии и биологии -в зависимости от специализации), в школах параллельно существуют общеобразовательные, а иногда и гуманитарные классы.

Гуманитарные

Если математиков у нас растили всегда, то гуманитарное направление вошло в моду несколько лет назад. Родители увлеченно отдавали детей в школы, которые обещали просветить их в области логики, риторики, латыни, художественной культуры, правоведения и проч. Но при выборе школы с углубленным изучением гуманитарных дисциплин надо быть осторожным: они весьма склонны к обилию приятных, но в сущности бесполезных предметов, которые будут отвлекать силы от главного (литературы, истории, языка). В школах начали работать с программой международного бакалавриата, что позволит выпускникам наряду с обычным получить аттестат международного образца и облегчит их поступление в западные вузы.

Редкие специализации

Еще пару лет назад школы с юридической и экономической специализацией можно было назвать модными, однако за это время рынок вполне насытился юристами и экономистами. Тем не менее, количество желающих ими стать по-прежнему велико, и выпускники престижных вузов по-прежнему в цене. Помимо углубленного изучения математики, языка, информатики эти школы предлагают делопроизводство, бухучет, политологию, основы экономики, психологию, правоведение и т. п.

Относительно новой можно назвать специализацию школ на экологии.

Художественно-эстетические

Назначение школ с «углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла» может быть разным. Многие отдают туда своего ребенка, желая, чтобы ему не было скучно и чтобы параллельно с получением образования он еще и творчески развился. Хотя чаще всего в эти школы поступают дети, чьи способности довольно очевидно указывают на будущую специальность.

И если в первые классы этих школ шанс поступить есть у многих, то условия приема для старшеклассников усложняются: им придется доказывать свои способности в выбранной области.

Школы прекрасно известны в соответствующих вузах, специальность в них ведут зачастую вузовские преподаватели, которые уже в школе присматриваются к способным ученикам. Творческая школа, как и творческий вуз, — это некое собрание «братьев по разуму», где и ученики, и преподаватели говорят на одном языке, это возможность «понюхать» профессию, пожить ею.

Школы при ВУЗах

Родителей, обеспокоенных главным образом поступлением ребенка в вуз, всегда привлекали такие школы. Найти их несложно: у большинства школ есть какие-либо взаимоотношения с вузами. К сожалению, сейчас они не такие прочные, как раньше, и рассчитывать на 100-процентное поступление не приходится, но польза таких школ несомненна.

Основной же недостаток таких школ заключается в том, что обучение в них напоминает пролонгированный первый курс института, при этом теряется «школьный компонент» — а это знания, которые невосполнимы. Информацию о таких школах можно найти в справочниках, однако, она нуждается в проверке, поскольку отношения школ и вузов весьма непостоянны.

Напоследок добавим, что, во-первых, государственное — это не значит абсолютно бесплатное. В большинстве школ за те или иные услуги придется доплачивать. Что удивительно: чем лучше уровень образования и больше возраст школы, тем меньше она этим пользуется. Во-вторых, в большинстве школ прием заявлений заканчивается в марте, а собеседования происходят в апреле, так что поторопитесь с выбором.

Юлия Пешкова
http://edu.rin.ru/cgi-bin/article.pl?ids=2&id=1637

Плюсы и минусы разных типов школ

Обучение в разных типах школ имеет свои особенности, свои плюсы и минусы. Выбирая для ребёнка школу, приходится учитывать многие аспекты: и его физиологическое состояние, и уже выраженные способности и предпочтения, и вашу возможность помочь ему при необходимости, и т.д.

Гимназии, школы с углубленным изучением от дельных предметов (иностранный, физико-математические)

Например, если ваш выбор пал на гимназию, надо решать, готовы ли вы к напряжённой, часто совместной с ребёнком работе. При этом свободного времени для серьёзных занятий спортом, музыкой, танцами и т.д. остаётся мало, хотя разумная организация труда, достаточная собранность, сосредоточенность ребёнка расширяют диапазон возможностей. Кроме того, обучение в гимназии сопровождается, обычно, высоким уровнем тревожности всех заинтересованных сторон, определяемым степенью возможности «схода с дистанции». И к обучению в гимназии ребёнок должен быть подготовлен, что также требует определённых затрат сил, времени и средств, но это уже отдельная тема разговора. С другой стороны ваш ребёнок будет учиться в работающем, конкурентно способном коллективе в условиях, максимально приближенных к реалиям современной жизни. Уровень подготовки, полученный здесь, позволяет успешно конкурировать в выбранных сферах образования и деятельности. Кроме того, именно в школьные годы формируется круг общения, на что также следует обращать внимание.

Общеобразовательные школы

Обучение в общеобразовательной школе, безусловно, не столь напряжённо, что определяется иным уровнем сложности материала, предлагаемого для освоения. Меньшая учебная загруженность оставляет достаточно времени для серьёзных занятий спортом, языками, танцами, музыкой и т.д. Можно попробовать себя в самых разных видах деятельности и преуспеть в выбранном направлении. В таком случае некоторая расслабленность процесса учёбы компенсируется напряжением внеучебной деятельности. А надо отметить, что реалии современной жизни требуют определённой готовности к победам и поражениям для успешной самореализации. Хотя получение высшего образования в этом случае, возможно, будет связанно с существенными вложениями средств и времени.

В некоторых общеобразовательных школах существуют гимназические классы, которые по уровню подготовки стоят где-то между вышеописанными школами. Кстати, исследование тревожности детей, которое проводилось по выборкам, формировавшимся из учащихся гимназического класса и гимназии (5-7 классы) показало, что уровень тревожности детей гимназического класса выше, по-видимому, из-за постоянно довлеющей угрозы перевода в общеобразовательный класс. Кроме того, тревожность мальчиков выше, чем девочек, что связанно с их меньшей приспособляемостью и более выраженным стремлением к лидерству. Тревожные дети по полученным данным оказались более сдержанными в общении, чем в среднем по выборке, более эмоционально неуравновешенными, робкими, застенчивыми, ранимыми и вялыми.

Частные школы

— Действительно, за последнее время появилось довольно много частных и авторских школ. Обучение в них связанно с рядом особенностей. Учебная программа каждого возрастного класса и даже каждой ступени может отличаться от программы соответствующих классов государственных школ, что вызывает определённые проблемы при необходимости перевода ребёнка в другую школу. Во многих частных, авторских школах соответствие в программах с государственными достигается только к последнему классу. Это связанно с тем, что обучение в таких школах часто происходит по программам, методикам, разработанным педагогами школы в соответствии с внутришкольными установками, что иногда, кстати, даёт очень интересные результаты.

Поэтому, отдавая ребёнка в частную школу, необходимо выяснить у директора, лицензирована ли она, насколько принятые здесь программы соответствуют программам обучения в государственной школе. А у родителей обучающихся — условия обучения и судьбу выпускников. Маленькие классы, обычные в таких школах, имеют свои плюсы и минусы. Среди 8 человек иногда сложнее найти друзей, чем среди 25, что для детей очень важно. С другой стороны обучение в маленьком классе более индивидуально и, как правило, менее напряжённо. А результат, как всегда, зависит от педагога и готовности ребёнка к обучению. Кстати, наличие в школе бассейна, теннисных кортов, высокая плата за обучение вовсе не гарантируют его качества. Только — педагогический состав, на что и надо обращать внимание. Многие вопросы выясняются после разговора с директором, который является лицом школы. Кстати, это справедливо для всех типов школ.

http://batu.of.by/2007/11/24/obychnaja_shkola_ili_gimnazija_kakuju_shkolu_vybrat.html

Запись в школу

Многие родители не знают, что записывать своего ребенка в 1-й класс нужно не летом, а уже в конце марта — на весенние каникулы. Все сильные школы Москвы именно в эту неделю проводят свои собеседования.

Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии РАО:

— Родители должны понимать, что они выбирают школу не для себя, а для ребенка. Поэтому им стоит понаблюдать за ним, чтобы понять в какой школе он будет чувствовать себя комфортно, какая школа будет более эффективна для данного конкретного ребенка и как подготовить его к школе.

Какие способности должны быть развиты у ребенка

  • Умеет ли он работать с чужими взрослыми,
  • Чувствует ли себя комфортно в незнакомой ситуации
  • Умеет ли работать в коллективе
  • Может ли ребенок сконцентрироваться на каком-то не очень интересном для него виде деятельности. Может ли он, например, сложить мозаику по картинке и сделать это по плану, не отвлекаясь; довести работу до конца и не дергать при этом родителей. Ребенок, который не может сосредоточиться хотя бы на 2-3 минуты, к школе не готов. Он может быть готов к обучению, но не готов к требованиям школы, где в классе будет 25 учеников.

И еще: многие считают, что ребенок до школы должен уметь считать и писать. Это неправильно. Гораздо важней, чтобы он имел не механический запас знаний, а умел рассуждать, анализировать, выделять главное, задавать вопросы и отвечать на них.

Часто родители считают, что ребенок хорошо подготовлен к школе и можно отдать его в гимназию, где два иностранных языка с первого класса и много дополнительных предметов. Но если ребенок не умеет работать в коллективе, если у него не сформированы механизмы организации деятельности, то сколько бы он ни знал и умел, ему трудно будет организовать себя в течение четырех уроков.

Кстати, при выборе школы с углубленным изучением иностранного языка родители должны обратить внимание, насколько у малыша сформирована родная речь. Если у ребенка недостаточно хорошее произношение, небольшой словарный запас и грамматически он не всегда верно строит предложение, не умеет составить рассказ по простой картинке, то, скорее всего, это не позволит ему учиться в языковой школе.

Физиологические и психические особенности ребенка. Здоровье

Стоит обратить внимание на здоровье. Это главное, что определяет успех и трудности в обучении. Часто болеющий ребенок или ребенок с хроническими заболеваниями быстро утомляется. И в гимназии или в школе с углубленным изучением иностранного языка он будет быстро уставать. И как следствие — все, что он не сделает на уроке, ему придется делать дома. Эта школа не для него.

И еще очень важно: я советую прежде всего выбрать учительницу. Родители должны понять, какой учитель будет у их ребенка, и хотя бы раз встретиться с ним. Это особенно важно для медлительных детей. Если у учителя быстрая речь, резкие движения, быстрый темп деятельности, то скорее всего он ребенку не подходит. Он будет раздражать учителя, а ребенок будет чувствовать себя неудачником. Уже в первом полугодии у таких детей нарушается физическое и психическое здоровье. Ребенок не может жить в состоянии постоянного цейтнота. Гиперактивным детям тоже подойдет спокойный, уравновешенный и терпеливый учитель.

Домашнего ребенка, который не привык работать в коллективе, лучше отдавать в частную школу, где маленькие классы и учитель сможет уделить ему особое внимание.

Болезненного ребенка лучше не отдавать в гимназию или языковую школу: процесс приготовления уроков превратится в каторгу.

На что нужно обратить внимание при выборе школы

1. Учитель
В целом начальная школа сегодня в кризисе. С одной стороны, были такие замечательные люди, как Давыдов и Эльконин, придумавшие систему развивающего обучения. С другой стороны, большинство начальных школ сегодня — это примитивная выдача дидактических единиц. И потом, когда дети переходят в хорошую школу в 5-й класс, у них возникает много проблем. Их, например, научили в начальной школе быстро читать, а нужно читать медленно, вдумываясь в текст.

От учителя, особенно в начальной школе, зависит все.

Поэтому выбирая школу, стоит поинтересоваться, что представляет собой учитель, набирающий класс. В идеале это должна быть «вторая мама», которая создаст комфортную среду. В сущности школа — это система педагогической поддержки. Для правильного выбора школы нужно «сходить» и на ее сайт в интернете: посмотреть, насколько прозрачно в нем отражается жизнь школы, внеурочные дела. Часто родители «клюют» на новое здание, но нужно посмотреть, что скрывается за его стенами.

Учитывая физиологические и психические особенности ребенка, нужно также прежде всего смотреть на учителя.

Так для гиперактивного или, наоборот, медлительного ребенка, подойдет только спокойный и уравновешенный учитель.

2. Школа
а) Поговорить с родителями, поджидающими детей около школы, что они думают об этом учебном заведении; расспросить и самих детей.

б) Школа должна быть рядом с домом.

в) Зайдите на сайт школы и внимательно его изучите.

г) Новое школьное здание необязательно означает хорошую школу.

д) Нужно посмотреть, насколько перегружен учебный план школы. Поинтересоваться, не слишком ли сложны домашние задания (на их приготовление не должно уходить больше получаса). А элитные школы часто устраивают детям учебу до 11 вечера уже в 1-м классе…

е) Статус школы. Очень часто статус школы сильно раздут. И качество образования, которая дает такая школа не соответствует ее имиджу. Как же узнать уровень качества образования в той или иной школе. Первая мысль которая приходит в голову, это посмотреть процент поступления в хорошие ВУЗы или статистику сдачи ЕГЭ.

Но очень часто — это как раз и не является показателем, так как в престижных школах больший процент обеспеченных родителей то почти все дети занимаются с репетиторами, естественно они и ЕГЭ сдают лучше, и поступают в более престижные ВУЗы.

Можно посмотреть на результаты Олимпиад, хотя здесь хотя и в меньшей степени сказывается все тот же фактор занятий с репетиторами.

Гораздо лучше смотреть на уровень самих учителей: Важен преподаватель, а не статус школы.

Опрос подготовила Екатерина ПАТРИНА, Наталья ИВАНОВА-ГЛАДИЛЬЩИКОВА, Известия науки
http://www.ucheba.ru/kids-article/1334.html