На первый взгляд система высшего образования в России за последние годы просто расцвела. За 30 лет в России открыто столько вузов, сколько во всей Европе за 200 лет. Количество студентов быстро растет, несмотря на демографический спад. В советские времена был норматив — 176 студентов на 10 тысяч населения. Сейчас на 10 тысяч приходится более 300. Но когда мы анализируем социальный состав студентов, их уровень знаний и качество образования в целом, оптимизм убавляется.

Состояние российской науки

В российской науке ситуация та же самая. Количество кандидатов наук и докторов, защитившихся за последние пятнадцать лет сравнимо с количеством всех ученых, работавших в Советском Союзе до перестройки. При таких темпах мы должны были бы уже давно обогнать все страны вместе взятые по количеству научных открытий, изобретений и нобелевских лаурятов.

Но на самом деле российская наука в настоящее время никак себя не проявляет измеримыми показателями. Она существует и преуспевает в какой-то неведомой потусторонней реальности. Коррумпированное образование спасается вялой преподавательской работой, свернув реальную научную деятельность. Например, во всей стране только ВШЭ и ЦЭМИ занимаются реальной научной работой в области экономики! Да и то никаких пока выдающихся результатов не достигли. И это при десятках (сотнях?) университетов. В большинстве периферийных вузов студенты учатся зубрить и пересказывать учебник, наблюдая за тем, как это успешно делают преподаватели.

Вместо высшего образования в России процветает среднее специальное, когда ассистенты читают на лекциях материал из старых учебников. Настоящей наукой выпускники российских университетов практически не занимаются. Они совершенно не представляют, что такое научная работа. В России нет даже учебника по науковедению. Был научный сборник в 1988 или 1989 году «Науковедение», но он уже почти полностью устарел. Аспирантам читают курс философии науки. Это примитивная смесь философии и того, что философы думают о науке.

Причины

Здесь есть несколько причин. Престижность и оплата труда преподавателя ВУЗа в 90-е годы снизилась до критического уровня. Лучшие представители ВУЗовского сообщества уезжали работать за рубеж или просто уходили из Университетов, чтобы обеспечить свои семьи. Многие представители старой советской школы просто уходят из жизни, а на смену им приходят не самые лучшие по тем же самым причинам. Учебная и техническая база Вузов почти не обновляется с 80-х годов. Кроме того, процветает коррупция на всех уровнях, как образования, так и науки. В 90-е годы количество кандидатов наук увеличилось в десятки раз, но если Вы просмотрите сотню авторефератов этих работ, то ужаснетесь их уровню. Система получения научных степеней превратилась в бизнес: плати деньги и будет тебе кандидатская, достаточно посмотреть на наших политиков: добрая половина из них, придя в политику, защитили кандидатские и докторские. Но почему-то мы не видим среди них ни новых Сахаровых, ни Вавиловых, ни Гумилевых.

Финансирования высшего образования

В настоящее время государство отдает 0,04 процента от ВВП на науку и образование. В СССР и то от двух до четырех процентов вкладывали.

Кроме того, с недавних пор действует дифференцированная система финансирования ВУЗов: лучшие ВУЗы получают 100% финансирование из федерального бюджета, худшие полностью переводятся на региональное финансирование.

Преподаватели ВУЗов все еще получают мизерную зарплату. И если даже государство повышает зарплату, то тут же оно увеличивает количество часов за ставку
При такой политике и экономике в области образования еще 30-40 лет ситуация в стране не изменится.

Российский рынок труда

Специфика российского рынка труда проявляется в его узко региональном характере и существующей неопределенности перспектив развития отдельных отраслей и территорий. В этих условиях значительно снижаются возможности территориальной мобильности специалистов, в то время как повышается потребность в их профессиональной мобильности, обеспечиваемой дополнительными образовательными формами.

Такая ситуация требует неотложных мер по модернизации и преобразованию всей российской системы образования.

В 2003 году Россия согласно подписанному еще в 1993 году соглашению вступила в Болонский процесс. К концу 2012 года с введением новых стандартов в системе общего образования и принятием нового закона об образовании Россия окончательно перевела свою систему образования на европейские стандарты. Но что такое Болонский процесс, каковы его причины, отличается ли западное образование от российского и стало ли лучше российское образование после перехода на европейские стандарты?