Необходимость реформы российской системы образования остро назрела уже в конце 80-х — начале 90-х гг. ХХ в., потому как она не отвечала запросам времени, утратила способность развиваться, использовать внутренние резервы.
Современный мир вступил в эпоху глобализации, бывшие развивающиеся страны стремительно догоняют и уже обгоняют страны Западного мира. Россия за последние 20 лет значительно отстала от ведущих экономических держав и, кроме того, коренным образом поменяла, как свою политическую, так и экономическую структуру. Поэтому в настоящее время она сталкивается с совершенно другими проблемами, нежели 20-30 лет назад, особенно в системе образования.

Это привело, во-первых, к необходимости модернизации всей системы образования в России и, во-вторых, к вступлению нашей страны в Болонский процесс, т.е. к присоединению к общеевропейской системе образования.

Модернизация образования в Европе. Болонский процесс. Причины

Европа, так же как и Россия, столкнулась с необходимостью преобразования своей системы образования.

Основными причинами старта Болонского процесса являются:

1) Массовое высшее образование в последние десятилетия стало очень доходным бизнесом, и на этом рынке европейские вузы проигрывали США и терпели убытки;

2) Европейский союз медленно, но верно двигается по пути интеграции в единое государство. Общая социально-экономическая и политическая структуры предполагают наличие унифицированной системы образования, хотя бы для того, чтобы нормально функционировал единый рынок труда. С другой стороны, единая система образования послужит дополнительным фактором окончательного объединения Европы.

Поэтому процесс объединения, начатый «снизу» ректорами университетов, быстро был поддержан на государственном уровне. Основой унификации стала двухуровневая система «бакалавриат — магистратура», которая веками практиковалась в Западной Европе.

Болонский процесс обязывает вузы стран-участниц обеспечивать определённый минимальный уровень в соответствующих областях. Всё, что может дать конкретный университет за пределами этого уровня, только приветствуется. Никто в Европе не заставляет и не собирается рушить всё разнообразие учебных программ, наработанных столетиями.

3) Современная экономика Европы должна стать экономикой знаний, чтобы оставаться конкурентноспособной. А это значит, что должен повыситься авторитет науки, высшего образования и роль ВУЗов в жизни современного общества.

В западных странах, на которые стремится равняться Россия, положение с образованием вовсе не блестящее.

Как известно, в основу концепции высшего образования, подготовленной российском Минобразованием, положена вузовская практика, в основном США и Великобритании. В этой связи весьма любопытны результаты анализа образования во Франции, Германии, Японии, Сингапуре, Великобритании и США, предпринятые Энди Грином и Хилари Стидманом по заказу Департамента образования Великобритании и опубликованные Лондонской школой экономики.

Выяснилось, что именно США и Великобритания действовали менее успешно. Они преуспели в подготовке своих элит на уровне международных стандартов, но дать качественное образование большинству так и не сумели. Эти страны не имеют общенациональных учебных планов, национальной системы квалификаций. Аттестаты выдаются по результатам выборочных однопредметных экзаменов. Дипломы присуждаются многочисленными частными экзаменационными советами. От всего этого страдает качество образования.

Страны, которые достигли более высоких стандартов в образовании (Германия, Франция, Япония, Сингапур), как раз стремятся дать качественное образование молодежи из любой социальной прослойки. Там поощряется «культура обучения», когда и дети, и их родители заинтересованы в образовании, а рынки труда и общество вознаграждают тех, кто в этом преуспел.

Именно эту концепцию, которая поможет Европе сохранить свои лидирующие позиции в экономике, предполагается ввести во всех странах-участницах Болонского процесса.
Болонский процесс и грядущие изменения…