Болонский процесс, Bologna processПервые параграфы «Великой Хартии университетов» (1988) посвящены утверждению главной черты европейских университетов – их академической автономности. Вузы-участники Болонского процесса, в том числе и России, должны получить право принимать самостоятельно максимально число решений и иметь больше возможностей влиять на умонастроения общества и на решения, принимаемые властью — 1й пункт это Академическая автономность.

Конвертируемость дипломов

Унификация систем высшего образования стран участников Болонского процесса предполагает конвертируемость дипломов.

До 2010 года ожидается, что Россия полностью войдет в Единое европейское пространство высшего образования. Наши студенты будут получать понятные в 46 странах континента дипломы бакалавров, магистров и докторов философии. Выпускники российских вузов станут обладателями Европейских приложений к диплому единого образца, утвержденного Советом Европы, Европейской Комиссией и ЮНЕСКО.

Академическая мобильность

При вступлении стран участников Болонского процесса, в том числе и России, в общее поле европейской системы Высшего образования студенты и преподаватели смогут участвовать в программах академической мобильности, т.е. смогут выезжать в любую страну Европы для учебы или работы.

Иностранные языки

Заметно увеличатся масштабы и поднимется качество владения российскими студентами и преподавателями иностранными языками. Пребывание представителей российских вузов в языковой среде в ходе реализации программ академической мобильности, часто среди носителей языка, сделает их лингвистические навыки гораздо более прагматичными. Знание же иностранных языков откроет для студентов и преподавателей широкий доступ к аутентичным, не переводным зарубежным публикациям

Трёхуровневая система высшего образования

Одним из базовых пунктов единой системы высшего образования согласно Болонскому процессу является традиционная для Европы двухуровневая система.

9 марта 2007 г. правительство России в основном одобрило законопроект о введении в России двух уровней высшего образования — бакалаврата, магистратуры. От привычной советской одноуровневой системы высшего образования «болонская» отличается еще и сроками обучения. Так, бакалаврат рассчитан на три — четыре года, а следующая за ним магистратура — на один-два года. Каждый уровень будет иметь отдельный государственный образовательный стандарт и самостоятельную итоговую аттестацию. Лицензирование, аттестация и государственная аккредитация вузов по бакалаврату, магистратуре и специалитету также будет проводиться раздельно. До 2010 г. переход на двухуровневое образование будет закончен.

Поступать в бакалаврат абитуриенты будут по результатам единого государственного экзамена. Те, кто поступил, в течение четырех лет будут получать общие навыки по выбранной профессии. На следующую ступень — в магистратуру — на конкурсной основе смогут попасть лучшие бакалавры, те, кто хочет расширить знания в выбранной узкой специальности.

Что такое бакалаврат и магистратура?

Бакалавр
С одной стороны, слово «бакалавриат» в Европе и США имеет совершенно разный смысл. В Европе — это не ликбез, устраняющий изъяны в общей эрудиции, а высшее специальное образование первой ступени, готовящее человека к самостоятельной профессиональной деятельности.

Европа, особенно континентальная, традиционно имеет неплохое среднее образование и поэтому в отличие от США, во Франции, Германии и многих других странах Европы система бакалавр-магистр перевернута — именно так, ни более, ни менее. Там обучение идет не от общего ликбеза к специализации как в США, но, наоборот, — от технологии к более широкому. И бакалавр это не человек с первоначальной эрудицией, который потом надстраивает над своим образованием какое-то конкретное технологическое умение; наоборот — это человек, за три-четыре года обучения уже подготовленный к функционированию на рынке труда

Но есть и другая сторона.

Бакалавр — «специалист широкого профиля». Повсеместное внедрение этого уровня как отдельной образовательной ступени — один из главных экспериментов Болонского процесса. Цель этого эксперимента – дать возможность большему количеству молодых людей получить высшее образование, чего требует современное общество. Кроме того, эта система предполагает удешевление массового высшего образования (первой ступени) и подготовку людей, имеющих фундамент, на который можно быстро «наращивать» новые специальные знания, в зависимости от велений прогресса и интересов работодателей.

Сейчас страны-участницы разрабатывают систему, которая сможет регулировать трудоустройство счастливых обладателей степени бакалавра. Однако, несмотря на все директивы, рынок берёт своё и бакалавриат всё больше превращается в первую ступень высшего образования, не имеющую самостоятельного значения в приобретении профессии.
Работодатели четырехлетний бакалаврат за образование не считают.

Кроме того, на бакалавра учатся 3–4 года. А в России найдется мало вузов, которые смогут, не снижая качества образования, за три года выпустить квалифицированных специалистов.

Магистр
Далее следует уровень магистра. В Лиссабонской конвенции и Болонской декларации подчёркивается, что для обучения на этом уровне студент должен обладать квалификацией бакалавра. Однако способ, с помощью которого человек становится магистрантом, определяется на национальном уровне.

Болонская система дает возможность стать бакалавром по одной специальности, а магистратуру закончить по другой. Таким образом, студентам предоставляется шанс комбинировать знания из различных областей и готовить себя к профессиональной деятельности на стыке существующих специальностей.

Система кредитов

Традиционно структура профессиональной образовательной программы в России строилась с использованием дисциплинарного подхода. Единицей измерения объема работы студентов и преподавателей в России был и пока остается академический час. Основные образовательные программы высшего профессионального образования рассчитываются исходя из объема учебной работы студента в неделю — 54 академических часа при средней аудиторной нагрузке — 27 академических часов.

В Европе принята другая система – система зачетных едениц, так называемая European Credit Transfer System (ECTS) и приложений к дипломам.

В вузах стран, входящих в Болонский процесс, в течение семестра студенты должны набирать некоторое количество кредитов (баллов). Тому, кто не наберет положенное число кредитов, попросту не выдадут диплом. «Болонский» студент может менять вузы и страны хоть каждый семестр, система зачетов везде одинаковая. Дипломы таких учебных заведений взаимно признаются в Европе. Выпускник может легко получить работу в любой европейской стране.

Проблема в том, что российские учебные часы не имеют ничего общего с западными, а чтобы привести их в соответствие, нужно полностью менять методику образования в России. Если в Европе засчитывают в это количество и время самостоятельной работы «дома», то у нас, как известно, учитываются только академические часы, отбытые в аудитории.

Переход к системе зачетных единиц приведет к значительным изменениям в образовательном законодательстве, в структуре государственных образовательных стандартов, учебных планов, программ и учебных дисциплин.

Ориентация на самостоятельную работу (учебники, библиотеки, лаборатории)

Болонская модель базируется на принципах личной ответственности каждого человека за содержание и качество своего образования и предполагает существенную ломку устоявшихся в российской системе высшего образования отношений между преподавателем, студентом и ВУЗом. Она дает им большую свободу, но одновременно требует и самостоятельности. Принцип обучения в ВУЗе коренным образом отличается от системы обучения в школе: в школе ученика учат, ему дают знания, в Университете студент учится и сам берет те знания, которые ему необходимы.

Ориентация на научную работу студентов

С этим же связанно еще одно отличие, о котором власть предержащие стараются не говорить. Это преподавание через осуществление студентами научной работы. Основой Болонской системы обучения является выполнение студентами во время магистрата научной работы. Система образования в США и Европе построена инвертированным образом по отношению к российской. У них плохое школьное образование, средний бакалаврат, хороший магистрат и лучшая в мире аспирантура, то есть подготовка докторов философии. Болонский процесс заточен на подготовку докторов философии. Именно они принимают сейчас решения в науке и производстве на Западе. Если студент не делает науку, то это не Болонский процесс, а профанация.

Но для того, чтобы эта система работала, студент должен иметь доступ ко всем современным источникам знаний и технологий. Это предполагает наличие в ВУЗах постоянно обновляемых научных библиотек с источниками на оригинальных языках, современных лабораторий с новейшим оборудованием. К сожалению, даже в лучших ВУЗах России это условие не соблюдается и трудно представить, что ситуация исправится быстро даже при наличии желания руководства страны.

Современное же состояние российской науки плачевно. Настоящая наука в вузах России отсутствует как класс. Наука в периферийных вузах России полностью деградировала.

Готова ли Россия к вступлению в Болонский процесс?