ЕГЭ, разрыв между школой и ВУЗомВ чем же разрыв между уровнем знаний, который дает школа и тем, что требует ЕГЭ? Недостаток навыков анализа, неразвитость навыков нестандартного или творческого мышления, отсутствие навыков поиска и обработки информации — что требуется для обучения в хорошем ВУЗе

 

Нужна ли специальная подготовка к ЕГЭ?

Многие абитуриенты и их родители уверены, что школа, а тем более гимназия или лицей, при наличие хороших оценок дают достаточные знания для сдачи ЕГЭ и поступления в ВУЗ. К сожалению, это не так, и в современной российской системе образования существует огромный разрыв между школой и ВУЗом. Преодолеть этот разрыв самостоятельно почти не возможно – требуется специальная подготовка к ЕГЭ или с репетитором или на курсах.

Да и хорошая подготовка по программе предмета, к сожалению, не гарантирует успех на едином государственном экзамене. Нужно получить не только практические навыки выполнения тестовых заданий, но и проанализировать свои ошибки. Нужно знать структурные особенности тестов, познакомиться с возможными формулировками вопросов, научиться распределять время на выполнение заданий, понять, за что Вам могут снизить баллы.

Специальная подготовка к ЕГЭ поможет Вам:
• эффективно и качественно подготовиться к ЕГЭ с минимальными затратами времени и сил;
• избежать обидных технических ошибок;
• узнать об особенностях ЕГЭ;
• узнать, что нужно делать, чтобы получить максимум баллов.

Так настолько ли велик разрыв, и каковы его причины?

Разрыв между школой и ВУЗом

Разрыв между школой и ВУЗом и, следовательно, необходимость специальной подготовки для сдачи вступительных экзаменов образовался в 90-е годы. Либо программное содержание среднего образования не дотягивало до требований вуза, либо в вузе повторяли то, что уже было изучено в школе.

Объяснение очень простое: требования ВУЗа чаще всего завышались, для того чтобы школьники шли или на подготовительные курсы или к репетиторам. И это в принципе понятно, если поинтересоваться зарплатой учителя или преподавателя ВУЗа. Если же школьник все-таки поступал в ВУЗ, он сталкивался с тем, что на первых курсах он проходил то же самое что и на подготовительных курсах или у репетитора, а качество образования подчас уступало тому, которое он получил, готовясь к вступительным экзаменам.

ЕГЭ и разрыв

Ситуация только ухудшилась в 2000-е. Введение ЕГЭ с одной стороны преодолело изначальные причины разрыва между школой и ВУЗом, но с другой стороны принесло с собой новые. ЕГЭ составляли исходя из завышенных требований ВУЗов, а не из реальных знаний, которые давала школа. Кроме того, сама структура и процедура сдачи ЕГЭ более сложна, чем традиционный экзамен. И если до ЕГЭ репетитора брали лишь те, кто хотел поступить в элитные вузы или на престижные специальности, то после введения ЕГЭ репетиторство стало массовым. И даже гимназии и лицеи не гарантируют хорошей сдачи экзамена.

Кроме того, новый Закон об образовании вообще не предполагает наличие гимназий или лицеев: все школы сейчас одинаковые и по программам, и по финансированию, а название школы – это всего лишь вывеска.

Качество школьных учителей

Разрыв усугубляется тем, что старые кадры уходят, а на место им приходят гораздо более слабые. Во-первых, потому что в педвуз в последнее время шли только те, кто не мог поступить на более престижные специальности. Во-вторых, даже те, кто окончили педвуз, не рвутся работать в школе из-за низкой зарплаты, отсутствия перспективы и низкого статуса школьного учителя.

Отсутствие открытой системы трудоустройства в системе образования

В современной системе среднего и высшего образования отсутствует прозрачная и открытая система трудоустройства. В хорошие школы устраиваются работать чаще не по профессиональным качествам, а по знакомству. Это приводит к росту коррупции. Система коррупции и подчинения интересам денег развращает учителей и уничтожает их авторитет в глазах учащихся. А ведь авторитет, личность учителя – это главное условие качественного образования. Кроме того, талантливая молодежь, чувствуя несправедливость и невостребованность, уходит из школы и меняет профессию.

Базовый учебный план и обычные школы

Разрыв между школой и ВУЗом должна была преодолеть система профильных классов, где школьников уже целенаправленно готовят к поступлению на определенную специальность.

Но, проблема в том, что первые курсы ВУЗа, бакалавриат, дают широкое общее образование. Специализация предполагается только в магистратуре. Кроме того, при расширении профильных классов сокращается базовый учебный план, т.е. система фундаментального общего образования, а школьник, выбравший одно направление, уже не может перейти на другое или получить полный курс какого-нибудь предмета, не входящего в его профиль.

Наука, общество и, соответственно, требования к специальности, да и сами специальности стремительно меняются. И теперь, например, филологу уже недостаточно филологического профиля, он должен знать социологию и философию, психологию и экономику, биологию и математику, логику и информатику.

Получается, в школе в профильных классах ученика натаскивают на специальные узкие вопросы, не давая базового фундаментального образования. Молодой человек получает мозаичные, не связанные с другими предметами знания. В итоге эти знания не требуются ему ни при учебе в Университете, ни в реальной жизни, когда приходится применять свои знания на практике.

Неадекватность школьных оценок и раздутый имидж элитных школ

Разрыву также способствует неадекватность школьных оценок и завышенный, раздутый имидж элитных школ. Объяснение здесь простое: чем выше имидж школы, тем больше богатых родителей приведет к тебе своих чад и тем больше денег можно получить в свой карман. Поэтому нужно постоянно поддерживать свой имидж и ублажать богатеньких учеников хорошими оценками.

Ученики же и родители наивно полагают, что если они учатся в престижной школе и получают хорошие оценки, значит все в порядке. Но затем приходит время сдавать ЕГЭ и дети и родители в ужасе видят, что к поступлению в ВУЗ они не готовы, а их золотые медали – это просто липа.

Разрыв между обычными и элитными школами. Платное среднее образование

Между тем, несмотря на это разрыв между уровнем и качеством знаний учеников обычных школ и элитных школ будет увеличиваться. Ученики обычных школ будут становиться все более слабыми, а ученики элитных школ все более сильными. Соответственно, разрыв между обычной школой и ВУЗом будет расти ежегодно. Во-первых, так как в престижных школах учатся дети богатых, то они могут себе позволить себе нанимать репетитора уже с начальной школы по всем предметам, соответственно, общий уровень школьников в элитных школах будет постоянно расти.

Кроме того, все идет к тому, что школа так же частично станет платной. Предполагается, что базовый учебный план останется бесплатным, а профильные, дополнительные предметы будут оплачиваться родителями. И здесь опять же выиграют элитные школы, ведь богатые родители смогут оплатить как большее количество предметов, так и более качественного преподавателя.

Так как система образования формирует стартовые возможности, она должна как можно меньше дискриминировать; наоборот, она должна выравнивать эти стартовые возможности, а иначе неизбежен раскол в обществе и отсталость государства.

Отсутствие открытой системы поступления в элитные школы

В современной системе среднего образования отсутствует какая-либо процедура поступления в школу. Нет ни установленных государством единых правил, ни экзаменов. Поэтому поступление в элитную школу чаще всего зависит или от величины кошелька родителя, или от должности, которую он занимает. Это приводит к замкнутому кругу: разрыву между обычной и элитной школой, завышению имиджа элитных школ, снижению качества образования, завышению требований элитных ВУЗов и т.д., что в свою очередь приводит к еще большему разрыву между школой и ВУЗом.

Закрытость системы образования

Разрыву так же способствует закрытость и монополизация системы образования. Родители не обладают полной и достоверной информацией ни по оному вопросу, касающемуся образования и не могут влиять на процессы, происходящие в этой важной для всех сфере жизни. Они не знают планы по реформированию образования, а ведь их ребенку учится как минимум 15-17 лет и они должны заранее знать все условия, чтобы по возможности дать своим детям достойное образование.

Они не знают ни уровень качества образования, предоставляемого той или иной школой или ВУЗом, так как престижность и рейтинг — понятия субъективные и формируются у нас в стране ажиотажем самих родителей. Им так же не известен уровень профессионализма того или иного учителя, они не знают, объективны ли оценки выставляемые учителями, готовы ли их дети к ЕГЭ и если не готовы когда начать готовиться. А если готовится к ЕГЭ какие курсы или какого репетитора взять, ведь они опять не уверены в качестве и профессионализме последних.

Модернизация образования. Болонский процесс. Увеличение разрыва

Вступление России в общеевропейскую систему образования согласно Болонскому процессу и завершение реформы в системе среднего и высшего образования ни только не решат проблему разрыва, но и способствуют его увеличению.

С каждым годом будет усиливаться дифференциация, как между школами, так и между ВУЗами. Магистрат в основном будет сосредоточен в элитных ВУЗах. В слабых обычных ВУЗах останется только бакалаврат, но и тот по качеству будет значительно уступать бакалаврату в элитных ВУЗах из-за отсутствия хороших библиотек, лабораторий и хороших преподавателей.

Магистратура будет в основном платная, в бесплатную будет огромный конкурс, так как предполагается, что только 10-20 процентов бакалавров будут учиться в магистратуре. Да и на платное отделение, исходя из этих цифр, конкурс будет не маленьким. Возникает вопрос, смогут ли бакалавры, закончившие слабый провинциальный ВУЗ тягатся в борьбе за место в магистратуре с их одногодками из элитных ВУЗов. Конечно нет. А как показывает опыт той же Европы, работодатели не очень то жалуют бакалавров.

Кроме того, бакалавры будут занимать лишь низшие должности, а из-за специфики самой бакалавратуры (отсутствие фундаментальных знаний) не смогут адаптироваться к изменяющимся требованиям специальности или перестроится на другую смежную специальность. Таким образом, единственным способом получить хорошее образование, а соответственно и достойную работу в будущем будет поступление в бакалаврат хорошего ВУЗа. В хороших ВУЗах увеличится проходной балл ЕГЭ и разрыв между обычной школой и хорошим ВУЗом станет почти непреодолимым для обычного ребенка из обычной школы.

Преподавание иностранных языков

Как известно, вступление России в Болонский процесс приведет к унификации Российского и Европейского высшего образования и сделает дипломы стран участниц конвертируемыми на всем пространстве Европы и России. Это в свою очередь даст возможность студентам учиться и получать зачетные часы в любом из университетов Европы, создаст условия для массовой системы академической мобильности студентов и преподавателей.

Но для этого нужна самая малость – отличное знание иностранных языков и не только английского, ведь во всех странах образование ведется на родном языке. Кроме того, английская и американская система высшего образования очень дорогая в отличие от континентальной, да и уровень среднего ВУЗа Франции или Германии выше, чем в Англии или США, даже при том, что лучшие Университеты этих стран занимают высшие позиции в мировых рейтингах.

Итак, проблема в том, что уровень преподавания иностранного в обычной школе крайне низок. ЕГЭ по иностранному сдают хуже других предметов даже гимназисты. Базовый план предполагает только один язык, второй учат только факультативом в гимназиях, да и то очень поверхностно.

Хорошее высшее образование все больше и больше будет требовать отличного знания иностранных языков. Все больше хороших ВУЗов будут вводить иностранный в качестве вступительного. Это еще одна причина возрастающего разрыва между школой и ВУЗом.

Как сдать ЕГЭ и поступить в хороший ВУЗ?

1. Необходимо дополнительно заниматься или с репетитором или на курсах
2. Подобрать хорошего репетитора или курсы
3. Начинать готовиться к ЕГЭ в 11 классе может оказаться слишком поздно. Чем раньше вы начнете подготовку, тем лучше.
4. Проверять свои знания по отдельным предметам (олимпиады, независимое тестирование)
5. Учить иностранные языки

Материалы по теме:

Болонский процесс и грядущие изменения