International Baccalaureate, международный бакалаврат, бакалавриатОбразовательная программа International Baccalaureate (Международный бакалавр) была создана в Швейцарии в конце 60-х годов в качестве универсальной школьной программы с общим учебным планом, которая позволяла бы учебным заведениям одной страны считать образование, полученное в другой стране, эквивалентным национальному.

По мере распространения программы IB Diploma (так называемый диплом IB, по сути – аттестат об окончании школы) стали признавать ведущие университеты мира. Сейчас в США, Канаде, Ирландии, Великобритании, Бельгии, Франции, Норвегии, Швеции и некоторых других странах абитуриентов с такими аттестатами принимают в университеты без вступительных экзаменов. Оговариваются только проходной балл и требования к оценкам в аттестате по определенному набору предметов. В других странах – например, в Испании – диплом International Baccalaureate признается наряду с национальным, однако не освобождает от сдачи вступительных экзаменов. Таким образом, студент, получивший степень Международного бакалавра имеет достаточную квалификацию для поступления практически в любой университет мира.

Сегодня по программе International Baccalaureate можно учиться в 1020 школах 100 стран мира. Быстрее всех количество школ растет в США. Как правило, во всех странах школы, практикующие обучение по этой модели, входят в число лучших. Это, в сущности, означает, что уровень среднего образования, получаемого в школах IB, выше национального стандарта.

Программа IB в первую очередь рассчитана на то, чтобы дать учащимся знания и умения, необходимые в жизни каждому, независимо от профессии, а также навыки социальной адаптации. В рамках программы главный акцент делается на академических достижениях, умении критически мыслить, навыках самостоятельной работы. Благодаря такому подходу у учеников повышается мотивация и интерес к знаниям, а следовательно и успеваемость.

Программа IB рассчитана на два года. Конкретный учебный план может видоизменяться от школы к школе, однако в целом выглядит следующим образом. Обучение ведется на одном из трех рабочих языков IB: английском, французском или испанском (допускается преподавание родного языка, родной и мировой литературы на национальном языке). Основа программы – изучение шести предметов, которые ученик выбирает сам. Предметы программы преподаются на двух уровнях: “продвинутом” (Higher level) и “стандартном” (Standard level). Первый предполагает изучение дисциплины в объеме 240 учебных часов, второй – 150 часов. На “продвинутом” уровне изучаются три или четыре предмета, как правило, необходимых ему для поступления в вуз.

Предметы программы IB объединены в шесть групп, и из каждой студент выбирает для изучения один предмет.

  • Первый язык (как правило, родной) и выборочное изучение произведений мировой литературы.
  • Иностранные языки и литература на этих языках.
  • Человек и общество (история, психология, география, экономика, философия, бизнес и управление, информационные технологии и др.).
  • Естественные науки (биология, физика, химия, экологические системы и др.).
  • Математика
  • Дополнительные предметы по выбору (дизайн, музыка, театральное искусство, одни из предметов группы 3 или 4, математика на продвинутом уровне).

Также студенты обязательно проходят мощные всеобъемлющие курсы:

  • Theory of Knowledge (TOK) – “Теория познания”. Это курс философского плана, некая теория исследования, способы и модели постижения нового. Одним словом, на этих занятиях учат учиться и не бояться спорить в поисках истины, здесь же дается база для самообучения. В рамках этого курса студентов также учат правильно писать эссе, аргументировать свою точку зрения, давать определения и формулировать гипотезы, грамотно дискутировать.
  • Creativity, Action, Service (CAS) – “Творчество, действие, служение”. К творчеству может относиться выпуск школьной газеты, написание сценария для новогодней елки и т.д. Действие – это спорт, танцы – одним словом, все подвижные виды деятельности. Служение обществу – это любая деятельность, направленная на помощь обездоленным, защиту окружающей среды и т.п. – от посещения детских домов до помощи в строительстве церкви. Участие в театральных постановках, спорте, общественной работе способствуют тому, что не только раскрывают свои таланты, но и развивают такие важные качества как внимательность, заботливость об окружающих, умение работать в команде.

К концу программы каждый студент должен написать так называемое “развернутое эссе” (Extended Essay) объемом минимум 4000 слов. Оно должно представлять собой своего рода отчет о самостоятельно проведенном исследовании по выбранной теме, который выполняется под руководством учителя. Это позволяет ученикам приобрести навыки исследовательской деятельности.

Одно из основных отличий программы IB – это, прежде всего, подход к изучению предмета. Как правило, в программе IB используются методы различного анализа, делается акцент на написание исследовательских работ и самостоятельную экспериментальную деятельность студентов.

Для того, чтобы получить Диплом об окончании программы International Baccalaureate, студент должен закончить программу, выполнив все требования: успешно сдать экзамены по всем шести предметам (по трем предметам на продвинутом уровне и по трем предметам на стандартном уровне), написать Extended Essay и две работы по Theory of Knowledge, отработать не менее 150 часов по программе Creativity, Action, Service и завершить все проекты и мини-проекты. Ежегодно около 30 тысяч студентов получают Диплом IB.

Авторитетности диплома IB способствует также объективная оценка результатов. Выпускник программы должен получить две оценки: внутреннюю, которую выставляет учитель школы, и внешнюю оценку зарубежных экзаменаторов единого экзаменационного центра в городе Кардиффе в Великобритании.

Особо следует отметить гибкость программы. Каждые три года в нее вносятся изменения. Над совершенствованием курсов постоянно работают профильные комитеты учителей. Таким образом, International Baccalaureate – это универсальная программа, которая вобрала в себя все самое лучшее, что существует в школьном образовании различных стран. Это некий универсальный язык, который понятен практически любому университету и колледжу.

Поделиться в соцсетях
Share on VK
VK
Share on Facebook
Facebook
Share on Google+
Google+
Tweet about this on Twitter
Twitter