Грамматика английского для детей. Часть 2: Отработка и использование в речи новой грамматики на уроках
16 января 2024Мы продолжаем делиться своим опытом в преподавании английского. Ранее мы обсудили введение новой грамматики на уроке. Сегодня же обсудим её отработку и использование в речи.
После того, как наши учащиеся познакомились с новым грамматическим правилом, им его нужно отработать, то есть потренировать использование нужной формы и одновременно получше вникнуть в смысл новой грамматики. Для этого используются различные упражнения: задания с выбором ответа, заполнение пропусков нужной формой слова, трансформационные упражнения (например, предложения в настоящем времени нужно превратить в предложения в прошедшем) и т.д. Такие упражнения в избытке можно найти как в современных учебниках и рабочих тетрадях, так и в дополнительных грамматических пособиях, а также в материалах из интернета. В таких упражнениях всегда есть только один правильный вариант ответа, и с их помощью учащиеся постепенно доводят использование новой грамматики чуть ли не до автоматизма.
Иногда это может быть и мир фантазий, но в таком случае ученики также не составляют абстрактные примеры вне какого-либо контекста, а описывают нечто, что они хорошо себе представили и даже возможно изобразили на бумаге. Например, младших учеников можно попросить представить и нарисовать придуманный, возможно даже волшебный, город и рассказать про него с помощью выражений there is/there are. Такое задание – хорошее. Гораздо хуже, если преподаватель предлагает просто придумать примеры с there is/there are без привязки к чему-либо. Это не только менее эффективно, но также сложно выполнимо.
Как можно еще дать возможность потренировать новые правила в более свободной форме и в контексте:
– Дополнить предложения про себя или своих знакомых: I’ve never … I’ve already … )
– Самим дополнить вопросы для своего партнера (How often do you …? – I sometimes ….). Это же можно сделать в формате игры на угадывание (Ученик 1 прячет что-то в сумку. Ученик 2 угадывает, опираясь на определённую структуру: Is it a/an …?-Yes, it is/No, it isn’t)
– Задания типа Find someone who, где нужно найти человека в группе, который положительно ответит на некий вопрос и затем рассказать о нем. (Find someone who went to the cinema last week. – В этом случае ученику нужно сначала превратить утверждение в вопрос, а потом снова в утверждение (или отрицание): Did you go to the cinema last week? Masha went/didn’t go to the cinema last week)
– Игры типа крестиков-ноликов (к примеру, в квадратах написаны наречия или выражения, с которыми детям нужно составить предложения про себя/друга: usually – I usually get up early/My friend usually has breakfast.), снежного кома (I’ve got a ball – She’s got a ball. I’ve got a bike и т.д.), игр с мячом, где есть начало вопроса, но дополнить его дети должны сами, кидающий задает, ловящий – отвечает (Did you … yesterday? – Yes, I did/No, I didn’t)
Последний этап – это наиболее свободное использование новой грамматики в речи. Задания здесь должны предоставлять учащимся такой контекст, в котором они волей-неволей будут использовать новые грамматические формы. При выполнении этих заданий учителю лучше не перебивать учащихся, исправляя ошибки, дав ребятам возможность выражать свои мысли и достигать поставленной коммуникативной цели, как они могут. После завершения задания можно обратить внимание на сделанные ошибки в новых для ребят формах, чтобы еще раз повторить недавно пройденное правило.
Примеры подобных заданий:
– Описать происходящее на картинке или сравнить свою картинку и картинку соседа, найдя отличия (при прохождении темы Present Continuous)
– Сыграть в настольную игру с кубиком, где нужно выполнять задания типа “Tell about the last time you went on holiday” или “3 things you like about your friend” и т.п.
– Работа в парах или группах, где стоит цель прийти к какому-то решению путем обсуждения и обоснования своего выбора. Например, ребятам нужно решить, когда и куда они поедут вместе летом и что они там будут делать (при прохождении способов выражения будущего времени) или им нужно выбрать из нескольких вариантов подарков, какой купить другу на день рождения (в теме сравнительной и превосходной степени прилагательных).