Методика обучения
Работая над своей методикой, мы пытались понять, почему традиционное обучение иностранным языкам не дает должного результата и правда ли, что только избранные могут овладеть языком. Мы были искренне уверены, что каждый человек способен осилить эту задачу, если найти нужные подходы, методы и стратегии обучения. С тех пор это стало девизом нашей школы – От мышления – к языку: От сознания – к языку: От восприятия – к языку: От воображения – к языку: От мотивации – к речи: Существует две основные методики изучения иностранных языков: грамматико-переводная и коммуникативная. Грамматико-переводная сконцентрирована на языке, коммуникативная на речи. Что это значит? Дело в том, говоря о языке, подразумевают два взаимосвязанных понятия: язык и речь. Язык – это знания о языке, т.е. лексика, грамматика, фонетика… Речь же – это умение, т.е. функционирование языка, сам процесс общения. Отсюда понятно, что грамматико-переводная методика лучше дает знания о языке, а коммуникативная лучше отрабатывает навыки коммуникации, общения. И наоборот, у первой есть проблемы с коммуникацией учащихся, у второй со знанием лексики, грамматики. С другой стороны, говоря “лучше”, мы подразумеваем, что у этих методик оставались проблемы и с тем, на чем они концентрировались: у грамматико-переводной с языком, у коммуникативной с речью, так как было почти неизвестно, как непосредственно сам человек усваивает языковые знания и навыки. А как обучать, если мы не знаем, как ученик запоминает, воспринимает, осмысливает? Все изменилось за последние 20-30 лет: в науке о человеке произошла революция, когнитивная революция. Мы назвали нашу методику когнитивно-коммуникативной, по аналогии с когнитивной наукой (когнитивная психология, когнитивная лингвистика, нейрофизиология), которая родились в 70е-80е годы и за последние 20-30 лет совершили революцию в знаниях о работе мозга, когнитивных способностей человека (восприятии, воображении, мышлении, памяти) и их соотношениях с языком. Не отказываясь от лучшего в классических методиках, мы переосмысливаем и развиваем их в свете новых знаний когнитивной науки. Кроме того, наша методика позволяет применять к обучению два подхода, о которых много говорили и раньше, но не могли их использовать опять же в силу недостатка знаний о когнитивных способностях человека. Каждый человек представляет собой индивидуальность, со своими, уникальными только для него особенностями и способностями. И каждый человек взаимодействует с другими людьми в обществе, в котором он живет. Поэтому наша методика строится как на индивидуальном, так и на социальном подходе. Заключается в том, что мы задействуем все, что уже заложено в конкретной личности. Прежде всего, способности, но не только и не столько память, как в классической методике преподавания, сколько мышление, восприятие, сознание и воображение. Ведь каждый человек имеет свои сильные или слабые стороны. Кто-то обладает богатым воображением, и тогда мы, прежде всего, задействуем его воображение, кто-то отлично анализирует, и тогда мы идем от его мышления. Мы подключаем к изучению и тот огромный индивидуальный запас знаний, которым уже обладает человек, но который остается не задействованным при традиционном обучении. Но параллельно с индивидуальным подходом применяется и подход социальный. Ведь человек существо общественное, и вся его жизнь происходит среди людей и в постоянной взаимосвязи с ему подобными. Поэтому мы идем от реальных жизненных ситуаций общения к овладению языком, от ролей, которые выполняет человек в обществе к их языковому исполнению. Смотрите также:
5 слагаемых эффективности нашей методики
Логичная языковая система – вместо сотен несвязанных правил и исключений.
Техники осознанного запоминания – вместо бездумной зубрежки.
Стратегии восприятия (перевода) текста – вместо хаотичного подбора правильного значения слов для конкретного текста из множества значений этих слов в словаре.
Техники образных ассоциаций – вместо монотонного заучивания, не учитывающего ассоциаций новой информации со старой, уже известной.
Формирование мотивов говорения в ситуациях реальной жизни – вместо формального изучения языка, изолированного от реальной коммуникации.Что не так с традиционными методиками?
Наша методика
Подходы к обучению
Индивидуальный подход
Социальный подход
Уровни владения языком
Ожидаемые результаты
Иностранный язык и ваши возможности
Способен ли я выучить иностранный
Отзывы