Иностранный язык и образование
26 августа 2008Вследствие глобальных изменений в обществе, как в России, так во всем мире, изменилась и роль иностранного языка в системе образования, и из простого учебного предмета он превратился в базовый элемент современной системы образования, в средство достижения профессиональной реализации личности.
Место иностранного языка в современной школе
Иностранный язык и ВУЗ
Место иностранного языка в современной школе
В 2002 году правительство приняло “Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года”. В соответствии с этой концепцией сформулирована новая языковая политика государства.
В 2011-2012 годах были приняты новые Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. И с 1 сентября 1 классы во всех школах РФ начали обучение уже по новым стандартам. В конце 2012 года был принят новый Закон об образовании и последний Федеральный государственный образовательный стандарт старшего звена общего образования.
Согласно новым стандартам иностранный язык становится наряду с русским языком и математикой обязательным предметом. Т.е. те школьники, которые начали заниматься с 2011 года, в 11 кл будут обязательно сдавать уже и иностранный язык. Аттестат об окончании общеобразовательной школы будет выдаваться только при условии положительных результатов обязательных экзаменов.
Современная система обучения иностранному языку, согласно новой языковой политике, характеризуется тем, что, во-первых, практическое владение иностранным языком стало насущной потребностью широких слоев общества, и, во-вторых, общий социальный контекст создает благоприятные условия для дифференциации обучения иностранному языку.
Новая социально-экономическая и политическая ситуация требует реализации в обществе языковой политики в области иноязычного образования, нацеленной на удовлетворение как общественных так и личных потребностей по отношению к иностранным языкам.
С реализацией новой языковой политики связано создание гибкой системы выбора языков и условий их изучения, а также вариативной системы форм и средств обучения, отражающих современное состояние теории и практики обучения предмету.
Увеличивается количество часов и меняется методика обучения иностранного в школе.
Это нашло отражение и во Временном Государственном образовательном стандарте, точнее в базисном учебном плане, где иностранный язык наряду с родным и русским языком как языком межнационального общения, включен в предметную область “язык и литература”.
В учебный план начальной школы введен учебный предмет “Иностранный язык”, что законодательно закрепляет тенденцию более раннего обучения иностранному языку. В соответствии с этим изучение иностранного языка начинается со второго класса. На его изучение выделяется 210 учебных часов (2 часа в неделю со второго по четвертый класс). По решению Совета школы при наличии соответствующих условий часы на изучение иностранного языка могут быть увеличены за счет регионального /школьного/ компонента.
В базисном учебном плане на базовый курс обучения (5-9 классы) выделено по 3 часа в неделю, которые представляют собой допустимый минимум для средней школы применительно к такому деятельностному учебному предмету как иностранный язык. Но, что существенно, этот минимум может быть увеличен при желании за счет школьного компонента.
На уровне отбора сфер общения для детей дошкольного и младшего школьного возраста преимущество отдается игровой сфере. На старшем этапе обучения и, особенно, в условиях углубленного изучения иностранного языка или профильной (гуманитарной, технической) направленности школы предметная сторона содержания обучения должна отражать наряду с другими и интересующую учащихся профессиональную сферу общения.
Для старшеклассников иностранный язык должен стать надежным средством приобщения к научно-техническому прогрессу, средством удовлетворения познавательных интересов. Поэтому в старших классах естественно расширение и углубление тематики за счет страноведческого, общегуманитарного или технического материала, ориентированного на будущую специальность учащихся. Предусмотрено знакомство с элементами профориентации и переподготовки в стране изучаемого языка, ознакомление с особенностями выбранной профессии и роли иностранного языка в овладении профессиональным мастерством.
Лучшие школы, ориентируясь на требования ведущих ВУЗов и престижных профессий, поддерживают и развивают концепцию государства в области языковой политики. Они предоставляют учащимся возможность изучения кроме основного иностранного дополнительных языков. Некоторые элективные курсы читаются на иностранном языке. Кроме того, учащиеся получают возможность участвовать в программах международного обмена, “академический год”, благодаря которым они могут в течение года жить и учиться в стране изучаемого языка.
Иностранный язык и ВУЗ
Новое отношение к иностранным языкам
Еще в большей степени, чем в школе, меняется отношение к иностранному языку в ВУЗе. И это понятно, ведь именно ВУЗ является последней ступенью в образовательной системе государства, и именно он занимается подготовкой специалиста, способного вступить в реальную жизнь со всеми ее требованиями и запросами.
Новое отношение к иностранному языку проявляется уже на уровне поступления в ВУЗ.
Во-первых, ЕГЭ по иностранному предполагает высокий уровень владения языком, соответствующий upper-intermediate или advanced уровню по международным стандартам. Экзамен проверяет все языковые навыки: грамматику, лексику, письмо, разговор и аудирование (восприятие на слух). Планка поднята очень высоко и обычная школа пока очень часто не дотягивает до этого уровня. Поэтому ЕГЭ по иностранному считается самым трудным на настоящий момент. Но государство и ВУЗы в его лице через требования ЕГЭ заявляют об уровне владения иностранным языком, необходимом как для Высшей Школы, так и, самое главное, для государства.
Во-вторых, с каждым годом все больше и больше ВУЗов вводят иностранный в качестве одного из вступительных на многие специальности. И если проанализировать вступительные экзамены во всех ВУЗах России, то мы увидим, что, чем престижнее учебное заведение, тем больше там вступительных по иностранному. Эта тенденция будет только усиливаться. И это не блажь “крутых” ВУЗов, это необходимость с которой они сталкиваются.
Необходимость иностранного в современном ВУЗе
Чем диктуется эта необходимость?
Прежде всего, как мы и говорили, требованиями современного общества и специальности, которую получает студент.
Но для ВУЗа, если он дорожит своей репутацией, самое главное – это качество образования, которое он дает своему студенту. И здесь без отличного знания иностранного, а лучше нескольких не обойтись.
Российская Высшая Школа сейчас находится в процессе модернизации. Связанно это с одной стороны с коренными изменениями в обществе: как в России, так и в мире в целом. С другой стороны со значительным отставанием российской Высшей Школы как от требований рынка, так и от зарубежных ВУЗов по качеству предоставляемого образования.
Модернизация ВШ предполагает, в том числе, и включение Российской системы образования в общеевропейскую. Согласно подписанному в 1993 году соглашению по Болонскому процессу Россия к 2010 году полностью и окончательно перешла на общую для стран участниц Болоньи систему высшего образования. Создание этой системы, т.е. окончательная интеграция систем высшего образования всех европейских стран позволит всем жителям этих стран учиться и работать в любой из стран участниц. Студент, поступивший в один университет, сможет слушать лекции в любом другом и получать свои зачеты. Единая образовательная система создаст условия для академической мобильности студентов, увеличится количество обменов и стажировок, привлечение иностранных преподавателей в российские ВУЗы и т.д.
Заманчивая перспектива. Но для студента все эти возможности смогут воплотиться в жизнь лишь при одном условии – отличном владении иностранным языком, а лучше несколькими.
Политика ВУЗов в области преподавания иностранного языка
Поэтому лучшие ВУЗы России уже сейчас вводят иностранный в качестве вступительного на многие специальности.
Во всех ВУЗах страны иностранный сдается на такие специальности как: иностранная филология и лингвистика, переводоведение, регионоведение, востоковедение, международные отношение, международная экономика, международная журналистика, социально-культурный сервис и туризм.
В большинстве ведущих ВУЗах иностранный сдается также и на такие специальности как: общая и русская филология, журналистика, право, экономика, менеджмент, маркетинг, государственное и муниципальное управление, культурология, политология, социология и философия.
Отдельные курсы на иностранных языках включаются во многие программы. Иностранный вместо обычного преподавания на 1-м и 2-м ведется с первого до последнего курса. Кроме того, студентам дается возможность изучать и другие иностранные языки.
Стажировки за рубеж
Уже сейчас во многих ВУЗах страны получение специальности невозможно без стажировки за рубежом.
Кроме того, конечной задачей при подготовке специалиста в любом Университете, как в Советском Союзе, так и за рубежом было написание и защита научной работы. Университет является центром научной деятельности, и студент, для того чтобы стать отличным специалистом, уметь адаптироваться к изменяющимся требованиям общества и постоянно совершенствовать свои профессиональные навыки обязан с самого начала заниматься научной деятельностью.
Научная деятельность студентов
В XXI веке наука окончательно утратила национальные черты.
Для того чтобы быть в курсе новейших открытий и изобретений нужно иметь возможность читать новейшие научные статьи и монографии, которые естественно пишутся на иностранных языках, ведь наука развивается не только в России.
Все больше исследований проводится совместными усилиями ученых из разных стран. Чтобы научное открытие было замечено мировой научной общественностью, о нем надо заявить на международном конгрессе или конференции, надо опубликовать статью в иностранном – как правило, англоязычном – журнале. Многие проблемы, связанные с развитием российской науки, с признанием ее достижений, с участием российских студентов, аспирантов и ученых в совместных проектах и мероприятиях, связаны, в частности, и с тем, что мы просто не знаем иностранных языков.
Поэтому в ведущих технических и медицинских ВУЗах без отличного знания иностранного уже сейчас сложно учиться и конкурировать со своими однокурсниками. Ведь и фундаментальные, и прикладные науки требуют в настоящее время выхода за пределы отдельной страны и включения в общемировой контекст.
Зарубежные стипендии и гранты
Кроме того, студенты, аспиранты и ученые всего мира участвуют в конкурсах на получение научных грантов и стипендий, позволяющих им заниматься научной работой в зарубежных Университетах. Но для того чтобы побеждать в конкурсах мало отличных знаний по своей специальности и гениальных научных идей. Нужно еще уметь донести их до грантодателей на хорошем иностранном.
12 августа 2016 19:33
Нет сомнений в том, что иностранный очень нужен в 21 веке. Это понимают, прежде всего, родители. Но вот парадокс: сами студенты этого в подавляющем большинстве не понимают. Вернее, они говорят о значении языка, но усилий на его изучение прилагать не хотят. Я уже не говорю о желании слушать некоторые предметы на английском. Есть ли какая-нибудь статистика, показывающая, какие оценки получают студенты на экзаменах по иностранному языку?