Научиться чему-то – значит овладеть знаниями и навыками, уметь быстро их извлекать из глубин памяти каждый раз, когда возникает какая-то проблема, и приходится ее решать. Для того, чтобы как следует чему-то научиться, необходимо приложить очень много сил, терпения и времени. По крайней мере так многим видится обучение. Учащиеся (будь то дети или взрослые) привыкли применять такие методы обучения, как зубрежка, многократные перечитывания, подчеркивания при работе с текстом. Но возможно ли, что такие методы – пустая трата времени и сил?

 

Мы живем в удивительное время, когда информация для людей доступна в больших объемах. А условия жизни в современном мире заставляют учиться не только в школе и университете, а всю жизнь. Слишком быстро развиваются старые и появляются новые направления во всех сферах жизни.

Именно поэтому самым важным навыком, которым следовало бы овладеть до того, как приступать к обучению – это умение учиться.

На самом деле наукой уже давно доказана неэффективность традиционных приемов обучения и запоминания. Так почему до сих пор почти все используют лишь их? Потому что, к сожалению, нас никто не учит учиться, и самые действенные методы обучения кажутся нам непривычными и неочевидными.

Все эти методы не новые, и давно описаны в учебниках по когнитивной психологии. Только сейчас тема работы памяти, внимания, логического мышления становится массово популярна. В интернете можно найти множество статей об этом, онлайн и оффлайн проводятся курсы, где учат учиться, а также издано много книг, написанных доступным для всех языком.

Что важно знать, прежде чем приступить к обучению?

У нашего мозга от природы два режима: сфокусированный и рассеянный. Сфокусированный режим включается, когда мы решаем привычные задачи, в которых уже имеем опыт, и алгоритм действий известен и понятен. Мозг ищет решения среди накопленных знаний. Но как только мы сталкиваемся с неизвестной нам задачей, мы впадаем в ступор. Мы можем долго сидеть и не знать, как к ней подступиться, ведь наш сфокусированный мозг ищет ответы там, где их нет. Чтобы найти решение, нужен более широкий взгляд на вопрос. А для этого и существует рассеянное мышление. Именно благодаря ему мы внезапно испытываем озарения. Внимание ослабевает, наши мысли блуждают повсюду в хаотичном порядке и в итоге выдают неожиданное решение. Это решение часто берет начало в предварительных размышлениях при сфокусированном мышлении.

В рассеянном режиме вы ни о чем не думаете, но процесс обучения продолжается. То есть отдых – это своеобразная разновидность работы. И если им пренебрегать, то можно просто впустую потратить свои внутренние ресурсы в сфокусированном режиме. Изучение нового обязательно должно включать в себя чередование этих двух типов мышления. Самые эффективные способы это сделать: сон, занятия спортом или любым другим физическим трудом, прогулки.

Что делать с полученными новыми знаниями?

Чтобы новый материал хорошо усвоился, необходимо перенести его из краткосрочной памяти в долгосрочную и разделить всю информацию на блоки.

Что делать с полученными новыми знаниями?

Объем краткосрочной памяти ограничен, а потому для длительного хранения не подходит. Это та часть памяти, которая имеет дело с текущей, сознательно обрабатываемой информацией.

Долгосрочная память, как огромное хранилище, в котором легко заблудиться, и если никакой системы хранения нет, искать нужную информацию можно долго. Поэтому при изучении новой темы так важно разбить ее на блоки, так сказать, “разложить все по полочкам”. Разобравшись с одним блоком, переходить к другому. Постепенно эти блоки складываются в более крупные фрагменты, которые тоже объединяются, количество связей растет, наконец приходит понимание.

В следующий раз, когда вы попытаетесь запомнить какой-то длинный список новых слов, лучше разбейте его на небольшие группы, внутри которой элементы будут чем-то связаны друг с другом. Например, список неправильных глаголов делят на группы по типу изменений корневой гласной:
teach – taught – taught
catch – caught – caught
bring – brought – brought….

cut-cut-cut
put-put-put
let-let-let…

Перемещение информации из краткосрочной памяти в долгосрочную требует времени. Для облегчения процесса полезно использовать интервальное повторение. Психолог Герман Эббингауз всю жизнь проводил эксперименты со своей памятью. Он установил, что забывание информации носит не внезапный характер, а закономерный и предсказуемый. Скорость забывания можно предугадать, и исходя из этого, учеными был создан алгоритм эффективного запоминания информации:
1. Первое повторение – сразу после прочтения.
2. Второе повторение – через 20 минут после первого повторение.
3. Третье повторение – через сутки после второго.
4. Четвертое повторение – через 2-3 недели после третьего.
5. Пятое повторение – через 2-3 месяца после четвертого.

Как видите, схема подтверждает пословицу “Повторение – мать учения”. Вот только если 10 раз прочитать один и тот же параграф учебника, это никак не поможет запомнить материал надолго.

При повторении нужно учитывать следующие детали:
1. Повторение информации = припоминание информации. Если просто прочитать еще раз по бумажке, эффекта не будет. Важно именно вспоминать.
2. Количество повторений не играет большой роли. Важно, что вы вспоминаете информацию именно в тот момент, когда она начинает стираться из памяти.
3. Осмысленный материал запоминается в 9 раз быстрее, чем неосмысленный. Например, запоминать как пишется новое иностранное слово почти бессмысленно без знания значений этого слова.

Еще одна полезная техника, чтобы стать укротителем своей памяти, – интерливинг. Это техника, при которой тренировка навыков чередуется. Если представить, что есть навык A, навык B, и навык C, то интерливинг выглядел бы так — «ABCABCABC».

Ученые уверены, это помогает увидеть связи, сходства и различия между идеями, а следовательно лучше происходит усвоение. Очевидно, что интерливинг не действует на абсолютно разные навыки. Суть в том, что темы связаны, что позволяет мозгу лучше выстраивать нейронные связи. Например, интерливинг легко применим при получении высшего образования, ведь все дисциплины получаемой специальности так или иначе связаны друг с другом.

Что может помешать освоению новых знаний и навыков?

Прокрастинация – масштабная проблема нынешнего поколения, так как существует множество соблазнов. Человек только садится за домашнее задание, и тут же возникают мысли проверить почту, почитать ленту в вк или Instagram, твитнуть. Он уверен, что быстренько все это сделает и вернется к домашнему заданию, но даже не замечает, как пролетает час. А когда все же приступает к учебе, не может сосредоточиться, ведь на рабочем столе до сих пор открыты эти сайты. Наверняка, такая ситуация знакома многим.

прокрастинация

Скучная задача воспринимается мозгом болезненно, и он стремится избавиться от боли переключением внимания. Но тем самым повышается уровень стресса, ведь мозг знает, что придется вернуться к нелюбимому делу. Все это чревато тем, что при выполнении задачи в последнюю минуту в памяти останутся лишь поверхностные знания.

Перехитрить мозг можно. Было доказано, что через 25 минут сопротивления нежелание что-то делать уходит. Чтобы продержаться 25 минут, нужно убрать телефон или отключить интернет. Может помочь изменение цели: не выучить стихотворение, а позаниматься 25 минут английской поэзией. То есть перевести фокус на процесс, а не на результат. Также важно чередовать занятия и отдых: 25 минут работы и 5 минут отдыха. А после порадуйте себя наградой – час погуляйте или посмотрите любимый сериал.

Как видите, все перечисленные техники совсем не сложные в исполнении. Главное начать их внедрять в процессе обучения и будьте уверены, ваш мозг скажет вам за это спасибо.

Итог: 3 действенные техники для обучения

1. Чередуйте учебный процесс и отдых: фокусируйте и рассеивайте внимание.
2. Осмысленно повторяйте материал. Используйте чередование навыков, интерливинг.
3. Если учеба не идет, отдыхайте и меняйте фокус. Переключайтесь с цели на процесс.

Поделиться в соцсетях
Share on VK
VK
Share on Facebook
Facebook
Share on Google+
Google+
Tweet about this on Twitter
Twitter