Аудирование для начинающих: основы и советы (Часть 1)

10 декабря 2025 

Здесь мы делимся своими наблюдениями и советами по преподаванию английского языка. Это то, что мы стараемся использовать в своей школе, и надеемся, будет полезно как ученикам и родителям, так и молодым преподавателям.

Преподаватель проводит аудирование
Преподаватель проводит аудирование

Сегодня мы обсудим развитие такого важного навыка, как аудирование. По-простому аудирование – это слушание, восприятие и понимание речи на изучаемом языке. Обычно аудирование дается учащимся с особым трудом. Вот пара моментов, на которые, по нашему мнению, стоит обратить внимание, если мы хотим облегчить эту задачу для ребят.

1.Прогнозирование. Чтобы помочь учащимся настроиться на восприятие текста и облегчить распознавание определенных слов и фраз, перед собственно аудированием мы обязательно проводим подготовку. Мы не забрасываем несчастного ученика сразу же в середину водоворота предложений и информации, не дав ему вначале спасательного круга в виде понимания контекста (о чем будет текст? где происходит разговор? какова его цель?), а также прогнозирования лексики и речевых конструкций, которые вероятно встретятся в тексте.
Как мы это можем сделать?

  • Мы можем обсудить вопросы по теме предстоящего текста (Н-р, если мы будем слушать рассказ человека об отдыхе с семьей, мы можем сначала обсудить следующие вопросы с учениками: What do you usually do on holiday? Do you like spending your holiday with your family? Why/Why not?). Это и вводит в контекст, и помогает освежить в памяти нужные слова.
  • Также полезно обсуждение вопросов на догадку, н-р, Why do you think Katie’s mum is so angry at her? Это тоже с одной стороны вводит в контекст и помогает вспомнить необходимые для прослушивания слова, а с другой стороны, дает большую мотивацию, интерес к прослушиванию, ведь хочется проверить, насколько проницательны мы оказались.
  • Мы можем устроить brainstorm по лексике, которая вероятно встретится в тексте (в нашем примере выше это лексика по теме Holiday/Holiday activities). Вариантом этого задания может быть построение ассоциограммы. Н-р, учитель предлагает учащимся вспомнить как можно больше слов, которые ассоциируются у них с понятием “holiday”. Можно работать всем вместе, в парах или индивидуально. Затем учитель записывает все слова на доске. Ученики могут называть и незнакомые им слова на русском, учитель помогает им с переводом. Затем во время или после прослушивания учащиеся подчеркивают те слова, которые действительно встретились в тексте, а также дополняют ассоциограмму рядом слов из текста, которые они не вспомнили.
  • Мы можем посмотреть на ключевые слова из текста и подумать, о чем будет этот текст.
  • Также можно посмотреть на заголовок и/или ряд картинок и предсказать содержание текста.

2. Внимание. Восприятие и понимание речи на слух – это сложная мыслительная деятельность. И для неё необходимая высокая степень концентрации внимания и, соответственно, умение это внимание фокусировать, когда необходимо.
Что может помочь учащимся легче концентрировать внимание на звучащем тексте?

  • Тишина в классе, отсутствие лишних шумов и отвлекающих моментов.
  • Интерес к теме текста, данного на прослушивание.
  • Четко поставленная учебная задача, понимание, зачем он/она это слушает и что необходимо услышать, чтобы выполнить данное ему задание (н-р, расставить картинки по порядку или услышать ответ на какой-то вопрос)
  • Подготовка к аудированию (то, о чём мы говорили выше), во время которой внимание учащихся направляется на ключевые моменты текста.

Попробуйте поработать с внимательностью ребят во время прослушивания следующим образом:
Во время того, как ребята слушают текст, им нужно каким-то образом среагировать на услышанную информацию, н-р, поднять руку, встать, хлопнуть в ладоши, показать карточку и т.д., когда они услышат то, что им дано в задании (н-р, слова, связанные с какой-то темой, имена, числительные, определенные предложения и т.п.). Скажем, хлопните в ладоши каждый раз, когда слышите слово “can” или поднимите руку, когда звучит название какой-либо еды.

Это лишь некоторые моменты, на которые стоит обратить внимание при обучении аудированию, так что мы еще будем обращаться к этой теме в нашей рубрике #teaching_tips@chance_45.
Stay tuned!

student45
Шанс - первая в Кургане языковая школа (с 2006 года), обучение английскому по 6 уровням: дети 6+, школьники, студенты и взрослые. Кроме English еще другие иностранные языки: немецкий, французский, испанский, итальянский, японский, китайский.

Написать комментарий

Менеджер Шанс

онлайн

Языковая Школа Шанс на связи! Что вас интересует?