Метод TPR при обучении иностранному языку
23 ноября 2020Обучение иностранному языку — это комплексный процесс, включающий использование различных методик. Начнём с одного из самых «загадочных» методов, метода TPR (Total Physical Response) – это метод полного физического реагирования, он же метод активного использования языка жестов и действий. Он отлично подходит для кинестетиков, аудиалов и визуалов, поскольку он нацелен на восприятие через органы чувств.
История возникновения TPR
Метод TPR был разработан в 60-70х годах XX века американским профессором Джеймсом Ашером. Ашер наблюдал, как дети осваивают родной для них язык, и заметил, что поначалу дети воспринимают жесты и указания взрослых, а уже потом начинают говорить сами. В итоге профессор пришёл к выводу, что новые слова и фразы лучше всего запоминаются, если подкрепить их действиями.
Изначально данный метод предполагался для обучения взрослых, но сейчас он в основном используется для обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Суть метода TPR
Запоминании новых слов, фраз и лексических конструкций происходит с помощью жестов, выполнения команд, пантомимы и игры. Ученики изображают слово, повторяя за учителем. Например, преподаватель произносит «I’m sad». О значении выражения ребята должны догадаться, исходя из жестов и ситуации, перевод вслух не озвучивается.
TPR применяется для решения множества задач:
– отработка лексики, связанной с движениями (jump, swim, run) и частями тела (eye, head, mouth, nose);
– активизация временных конструкций (Every day I get up, I brush my hair, I wash my face);
– изучение фраз классного обихода и команд (Open your books, stand up, sit down);
– релаксация и смена деятельности во время физкультминутки.
Плюсы и минусы TPR
Как и у любого метода, у этого тоже есть свои минусы и плюсы. Сперва рассмотрим положительные стороны использования TPR:
+ Дети наиболее успешно запоминают весёлое и интересное, поэтому игры, повторение движений и постоянное проговаривание новых слов и фраз способствуют непроизвольному их запоминанию и дальнейшему употреблению в речи.
+ Задания на TPR могут выполнять функцию физпаузы, ведь они не дадут заскучать.
+ Благодаря этому методу можно разыграть практически любую песню, сказку, историю, и так она запомнится гораздо лучше без всякой зубрежки.
+ TPR применим даже в больших классах.
К сожалению, минусы у данного метода тоже есть:
– Преподавателю сложно физически проводить занятия, используя только TPR, поскольку приходится много двигаться вместе с детьми;
– Практически не подразумевается изучение грамматических правил и их объяснение, что для взрослого студента может оказаться барьером в овладении языком;
– Кроме того, данный метод не даёт инструментов для самостоятельного развития;
– Взрослым студентам трудно привыкнуть к обучению через TPR, поскольку многие из них являются логиками или просто привыкли к традиционным методам. Такие занятия больше подходят маленьким детям, так как их образное мышление лучше развито. Взрослым студентам следует готовить занятия по методу TPR лишь периодически.
Способы наиболее эффективного применения TPR
Благодаря содержанию изучаемого метод наиболее эффективен на начальном уровне обучения. Но и на более высоких уровнях его применение вполне уместно. Так он отлично подойдёт при изучении различных видов ходьбы (tiptoe, stumble, wobble) или глаголов «готовки» (grate, stir, whisk).
Очень эффективен метод TPR и при обучении студентов с дислексией, а также учеников, которые сталкиваются с трудностями при изучении иностранных языков с помощью традиционных методик.
Кроме того, данный метод отлично подходит студентам-кинестетикам, которым нужно всячески физически взаимодействовать с предметами на занятиях.
Не всё можно изучить с помощью TPR, да и при излишнем налегании он попросту приедается. Но в сочетании с другими методиками TPR способен внести элемент развлечения, сделать процесс усвоения новой информации максимально эффективным.