Особенности коммуникативного подхода в обучении иностранным языкам
31 мая 2023Методика – фундаментальная часть образовательного процесса. От того, насколько эффективные методы использует преподаватель в данной ситуации и с данным учеником, и будет зависеть, как быстро и качественно будет проходить обучение. Методику, применяемую в нашей школе при обучении языку, можно назвать когнитивно-коммуникативной. Мы взяли всё лучшее, что можно найти в классической методике (грамматико-переводной), переосмыслили это с точки зрения современной науки о познании (когнитивистике) и соединили это с коммуникативным подходом, который является крайне распространенным во всем мире и показывает свою эффективность.
Почему коммуникативный подход работает?
Что представляет собой столь модный сейчас коммуникативный подход, и почему он действительно работает?
Общение – это не только наша цель, но и средство изучения языка. В процессе коммуникации учащиеся видят, какая именно грамматика и лексика им понадобится для того, чтобы понять собеседника и самому выразить мысль именно в данной жизненной ситуации. И да, грамматика и лексика остаются важной частью занятий при этом подходе, но они не самоцель, они средство для решения различных коммуникативных задач, с которыми можно столкнуться в реальной жизни.
Обычно грамматика и лексика при данном подходе преподаются индуктивно: т.е. учащиеся сначала сталкиваются с ними в разговоре или письменных текстах, а затем их подталкивают к тому, чтобы самим попробовать разобраться в новой грамматической форме или догадаться о значении новых слов, в том числе с помощью преподавателя, который может приводить дополнительные примеры, определения, иллюстрации. В устаревшем грамматико-переводном подходе грамматические правила и лексика давались сразу под запись с переводом и заучивались. Однако вне контекста и активного употребления их в реальных речевых ситуациях запоминание материала и использование его позже в жизни довольно затруднительно.
Роль учителя в коммуникативном подходе
Еще одно отличие коммуникативного подхода от традиционного – это изменение роли учителя. Учитель теперь не стоит в центре образовательного процесса, как было раньше, когда именно учитель говорил большую часть занятия, объясняя правила и диктуя новый материал под запись. Теперь в центре внимания находятся учащиеся и их общение друг с другом.
Какова же роль учителя иностранного языка теперь?
Она по-прежнему очень важна и включает в себя:
– создание многочисленных возможностей для коммуникации на уроке;
– поддержание в группе доброжелательной атмосферы, в которой нестрашно говорить (и, следовательно, неизбежно делать ошибки);
– придумывание заданий и предоставление четких и понятных инструкций к ним;
– поддержание мотивации учащихся;
– отслеживание прогресса учащихся, исправление ошибок и предоставление обратной связи.
Преимущества коммуникативного подхода
Итак, давайте еще раз проговорим основные преимущества коммуникативного подхода для учащихся:
1. Подход ориентирован на учащихся, а не на учителя. Ученики активно работают большую часть занятия: воспринимают язык (слушают и читают) и используют его (говорят и пишут свои тексты, последнее в меньшей степени). Они учатся самостоятельности в реальных речевых ситуациях с ненавязчивой помощью учителя. Ведь в реальной жизни им нужно будет достигнуть своей коммуникативной цели – объясниться с реальным человеком с имеющимися у них грамматикой и лексикой без учителя рядом.
2. При данном подходе у учащихся появляется четкая цель изучения языка: применение его в жизни в различных ситуациях. Наличие ясной цели и способность применять язык с пользой даже на начальных этапах изучения отлично мотивирует и не дает забросить обучение.
3. На занятиях, как правило, применяются аутентичные языковые материалы, т.е. созданные носителями языка для неучебных целей (различные видео, подкасты, песни, статьи, художественные произведения, интервью и т.д.) Иногда они могут быть адаптированы под уровень учащихся, но осознание того, что это не учебный текст, а действительно существующий и написанный для носителей языка, придает дополнительный интерес и мотивацию для обучения.
4. При таком подходе также лучше усваиваются и грамматика с лексикой. Во-первых, учащиеся стараются сами вывести правила или догадаться о значении новых слов. Во-вторых, они активно используют их в речевых ситуациях, где они уместны и необходимы, т.е. в контексте. Всё это способствует гораздо лучшему запоминанию.
5. Ну и наконец, заниматься с таким подходом просто приятней и веселее. Разнообразные и интересные аутентичные материалы, постоянное участие в коммуникативном процессе, а не скучное переписывание правил в тетрадь, постоянное взаимодействие со своими одногруппниками в парах и группах, наличие образовательных игр и моделирование ситуаций из реальной жизни – всё это делает занятие вдохновляющим и увлекательным для учащегося.