Такое разное образование в России и США: стереотипы и факты. Часть 2.
26 сентября 2019Продолжаем наш сравнительный анализ российских и американских школ. Начало читайте здесь. Правда ли что все школы в США богатые? А у школьников США мало уроков и они знают в школе только своих друзей?.. Разберем подробнее стереотипы и факты о среднем образовании.
Стереотип 4: Американские школы богатые
В американских школах во всех классах красивая новая мебель и техника, у учителей высокие зарплаты, все школы в США большие и выглядят как новые. В США много денег, а следовательно и в американские школы вкладывается много денег.
Формулировки могут варьироваться:
Факты
Чтобы понять, как дела обстоят на самом деле, необходимо знать, как финансируются американские школы. А правда такова, что образование в США децентрализовано, и нет равного распределения денег. И вообще, деньги школы получают не из государственного бюджета.
У каждой школы есть рейтинг, который нужно подтверждать ежегодно. Основной критерий (хотя не единственный), по которому оценивают учебное заведение – это успеваемость. В конце года все классы пишут тест, который проверяет знания учеников и соответственно работу учителя. По итогам теста обновляется рейтинг школы и каждого учителя. В случае плохих результатов, с учителем могут не подписать контракт на следующий учебный год. Получается, что рейтинг напрямую зависит от квалификации учителя. Каждая школа заинтересована в привлечении самых опытных и квалифицированных учителей с отличными рекомендациями и репутацией. Директора школ переманивают таких учителей, предлагая большую зарплату и лучшие условия, чем в прежней школе.
Roosevalt High School, г. Сиэттл
Как все это относится к финансированию? Самым прямым образом. Очевидно, что родители заинтересованы, чтобы их ребенок обучался в школе с высоким рейтингом. Поэтому чтобы исключить толпы желающих попасть в одну самую рейтинговую школу, введено ограничение в виде закрепления к школе по месту проживания. А финансирование школы получают с налога на недвижимость. Этот налог платится в городской бюджет, и около 80% от суммы перечисляется местной школе. Получается, чем выше стоимость жилья в определенном районе, тем выше финансирование школы в этом месте. По факту жители района сами содержат школу, где учатся их дети. Именно на эти деньги закупается спортивный инвентарь, оборудование для классов и лабораторий, нанимаются высококвалифицированные учителя, пополняются школьные библиотеки, ремонтируются спортивные площадки и т.д. Директор школы предоставляет родительскому комитету всю информацию, куда тратится каждый цент, ведь именно родители финансируют школы, платя налоги.
Состоятельные американцы переезжают в районы с топовыми школами. А что же происходит в школах, где учатся дети менее платежеспособных граждан? Такие школы находятся в районах, где живут бедняки, налоги с недвижимости минимальны из-за низкой стоимости жилья, соответственно они получают мизерное финансирование, а значит, не могут позволить себе ни рейтинговых учителей, ни ремонтов, ни новых и современных учебников.
Заброшенная школа в США
В России дело обстоит совсем иначе. По закону прописка никак не влияет на выбор школы, гарантируется “общедоступность и бесплатность”, но фактически с этим возникают проблемы, когда приходится конкурировать за свободное место в желаемой школе с теми, кто проходит по прописке. Но все это вообще никак не относится к финансированию российских школ, потому что это компетенция Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления. К сожалению, распределение средств для школ происходит крайне неравномерно, многие школы вынуждены предлагать все больше платных услуг. Доход школ от платных образовательных услуг может использоваться на покупку оборудования, выплату надбавок для учителей.
Стереотип 5: У школьников США мало уроков
У американских школьников мало уроков в день и большие перемены, ведь у них очень много времени на личные дела, сплетни, интриги, расследования.
Факты
На самом деле в разных школах количество занятий и даже продолжительность уроков могут различаться не только от штата к штату, но и от города к городу, они не регламентированы. А все потому, что единого государственного стандарта образования в США нет. Список основных дисциплин, а также даты начала и окончания учебного года устанавливает администрация каждого штата, а администрация школы решает, какая будет учебная программа и учебный план (учебные пособия, объем и характер преподаваемого материала). А бывает, что и сами учителя вносят свои коррективы в учебный план, ведь, как мы помним, они заботятся о своем рейтинге, рейтинге своих учеников и школы. Все это значит, что каждое учебное заведение распоряжается временем своих учащихся, как считает нужным.
Уроки в средней и старшей школе состоят из блоков, которые длятся по 25 минут. Уроки могут состоять из 2-3 блоков и длиться соответственно 50-75 минут без перерывов. Перемены 3-5 минут предусмотрены только между уроками. Есть один большой обеденный перерыв около 30 минут (время варьируется от школы к школе). В день обычно проходит в среднем около 5-6 уроков, которые заканчиваются в 14:40.
Поэтому особо времени на разговоры и увеселения во время учебного процесса у американских школьников нет. За тот короткий перерыв между уроками, они только и успевают дойти до своего шкафчика и взять учебники на следующее занятие.
В России, как известно, все существующие образовательные программы соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), утвержденным Министерством образования и науки РФ. ФГОС имеют силу закона и должны соблюдаться всеми образовательными учреждениями. Благодаря этим стандартам не имеет значения, где вы живете, в Москве или Кургане, ваш ребенок будет получать примерно одинаковый набор знаний. ФГОС — это фундамент образовательного процесса.
Что касается количества и продолжительности уроков у российских школьников, то можно сказать, что в каждой школе дела обстоят более-менее одинаково: 5-6 уроков – это тоже норма, но продолжительность урока – 45 минут. Недавние новости в интернете о планах сделать уроки по 50 минут оказались ложными и не подтвержденными официальными источниками.
Стереотип 6: Школьники США знают в классе только своих друзей
Все школьники в США знают только своих друзей в классе и общаются с ними, а у остальных своих одноклассников даже имен не помнят.
Стереотип:
Факты
Это на самом деле так, но следует знать, что в американском понимании значит “класс”. Младшая школа в США очень похожа на начальную школу в России по способу разбиения по классам. То есть ребенок каждый день находится в одном коллективе в одном кабинете. С единственной разницей: каждый год в классе меняется учитель, т.е. есть учитель первых классов, вторых и так далее.
А начиная со средней школы ребенок переходит не в свой общий класс, а в зависимости от своих предыдущих результатов в младшей школе, по каждому предмету попадает на один из нескольких уровней сложности. Учиться на продвинутых уровнях очень тяжело, поэтому ученики выбирают максимум два направления с такой повышенной сложностью, а на остальных предметах довольствуются средним и низким уровнем знаний.
Более того, помимо основных обязательных предметов каждый школьник выбирает несколько по желанию. Не выбирать дополнительные предметы и остановиться на изучении только основной программы – нельзя. Если до определенной даты ребенок не сделает свой выбор, то программу для ребенка выберут за него. В соответствии с выбранными дисциплинами для каждого ученика составляется индивидуальное расписание. Ученики пересекаются со своими друзьями на основных предметах, но на всех остальных курсах каждый пойдет по своему расписанию в свой выбранный класс.
В России учащиеся на протяжении почти всех школьных лет учатся в одном коллективе. Сложно себе представить другую систему. Дружба со школьной скамьи считается у нас чуть ли не самой крепкой и верной.
В силу существования ФГОС выбора дисциплин у учеников нет и никогда не было. Что у российских школьников есть – так это платные курсы. Жаль только, то их выбор тоже продиктован не желанием, а необходимостью в будущем сдавать те или иные экзамены.