Грамматика английского для детей. Часть 1: знакомство с новой грамматикой на уроке
20 ноября 2023Мы делимся своими наблюдениями и советами по преподаванию английского языка, мы используем эти методы в своей языковой школе, и надеемся, что это будет полезно как ученикам и их родителям, так и молодым преподавателям. Сегодня мы обсудим преподавание такой важной части языка, как грамматика. Грамматика нужна нам для правильного построения предложений, знания того, как изменяются слова и как они соединяются, чтобы образовать отрезки предложений, предложения, тексты. Итак, часть первая – знакомство с новой грамматикой на уроке.
Мы стараемся уходить от общепринятой практики, когда знакомство с новой грамматикой начинается с того, что учитель долго и обстоятельно объясняет новое правило, а учащиеся слушают. Такой способ не является особо эффективным, так как ученики являются пассивными слушателями, могут отвлекаться, а большой объем информации плохо усваивается и запоминается.
В современных учебниках английского грамматика дается сначала в каком-то контексте. Например, учащимся нужно прочитать отрывок из статьи или прослушать комикс, где активно используется новая грамматика. Затем они могут, используя свою догадку и наводящие вопросы учителя, попробовать сами понять, как выглядит новая для них грамматическая форма и для чего она нужна. В таком случае ученики – активные участники процесса знакомства с новым правилом, они лучше его понимают и запоминают.
Например, объясняя правило образования степеней сравнения прилагательных, мы можем не просто механически заучивать его, но обратить внимание детей, что мы не добавляем окончания к длинным (2, 3, 4–сложным) словам, так как они и так длинные, и мы не хотим делать их еще более громоздкими.
Сталкиваясь с очередным временем группы Continuous, мы вспоминаем остальные известные времена той же группы и находим их сходство (как в форме, так и в значении – незаконченное действие, действие в процессе). Также мы можем дать дословный перевод на русский – «я быть делающий что-то» – для понимания логики и смысла данного времени.
Когда мы преподаем английский маленьким детям, учащимся начальной школы, мы особенно избегаем длинных объяснений правил, так как маленькие дети легко могут заскучать и отвлечься. Также мы стараемся по минимуму использовать грамматические термины, так как дети либо не знакомы с ними совсем, либо проходили их на уроках русского в школе, но все равно не до конца усвоили их значения. Так, например, изучая время Present Simple, мы не говорим, что нужно добавить окончание –s в третьем лице единственного числа, а говорим, что мы добавляем к глаголу –s после местоимений he/she/it или даже что мы добавляем –s к действию, когда говорим о ком-то одном (но не о себе).
В зависимости от возраста дети могут даже путаться в частях речи, так что если дети совсем маленькие, нужно пояснять, что глагол – это действие.
В следующий раз мы поговорим об отработке новой грамматики и использовании ее в речи, а также об использовании игр, ведь изучение грамматики не обязано быть скучным!