Иностранный язык, ЕГЭ и карьера: мода, необходимость и удовольствие
25 апреля 2009В апреле 2009 в газете “Рынок Образования” было опубликовано интервью с директором Языковой Школы “Шанс”, Кирьяновым Романом Анатольевичем. В 1988 году Роман Анатольевич закончил специализированную школу №47 с углубленным изучением английского языка, в 1993 – факультет иностранных языков КГУ, и несколько лет сам преподавал английский язык в своем родном университете.
Роман Анатольевич, я знаю, что у Вас пять родных сестер, и Ваши родители всем своим детям дали возможность учиться в 47 школе. Кроме того, четверо из Вас закончили факультет иностранных языков Курганского государственного университета.
Почему вы считаете, что иностранный язык так необходим в современном мире? Многие говорят, что это просто одна из модных тенденций, и любой человек может прекрасно обойтись без знания иностранного языка.
Если это и мода, то хорошая мода. К сожалению, она еще не дошла до Кургана. Я сам критически отношусь ко многим модным тенденциям. Но иностранные языки – это другой случай: здесь мода совпадает с реальной необходимостью.
Попробуйте заглянуть на любой сайт вакансий в интернете. Что вы увидите? Самая интересная и высокооплачиваемая работа требует знания языков и не только английского (знание его предполагается как само собой разумеющееся), но как минимум еще одного. Любая компания заинтересована в лучших специалистах. А для того чтобы в современном мире оставаться высококлассным специалистом необходимо постоянно учится и у своих и, конечно, у чужих, ведь не обязательно и не везде самое лучшее и передовое находится в нашей стране. Недавно появилось даже такое понятие как “непрерывное образование”. А как учиться у немцев, французов, англичан,… если не знать их язык?
Вы говорите уже о профессиональной деятельности. Но может тогда лучше в школе и ВУЗе приобретать хорошие знания по выбранной специальности, а иностранным заняться позже?
Во-первых, чем раньше вы начнете изучать язык, тем лучше будете знать, и тем легче он будет вами усваиваться. Связано это со спецификой изучения данного предмета. Иностранный язык – это в большей степени не теоретические знания, а практические умения. Вот чем он отличается от всех других предметов. А навыки вырабатываются медленно и постепенно.
Во-вторых, зайдите на сайты хороших университетов, посмотрите, как работают эти ВУЗы, чем занимаются студенты? Вы обнаружите, что высшие учебные заведения приглашают иностранных профессоров для чтения лекций, а студенты получают возможность стажироваться за рубежом. Как здесь без иностранного?
И самое главное, для того чтобы получить профессию, вам вначале следует закончить школу и поступить в университет. Дело в том, что с 2009 года на все гуманитарные специальности (журналистика, туризм, юриспруденция, экономика, реклама и т.д.) вводится четвертый обязательный экзамен – иностранный.
С 2009 года ЕГЭ перестает быть экспериментом, превращаясь в единую форму оценки знаний выпускников школ. Таким образом, ЕГЭ становится формой итоговой государственной аттестации в школе. Два экзамена обязательны – русский язык и математика. Остальные – по выбору ученика. Сертификат ЕГЭ также будет считаться результатом вступительных экзаменов в ВУЗ. Но для поступления обязательными будут уже четыре экзамена. При приеме студентов ВУЗы должны теперь учитывать минимум три из четырех обязательных ЕГЭ. Однако, по мнению министра образования и науки А. А. Фурсенко, в дальнейшем предполагается сдача всех четырех экзаменов, и это время не за горами.
Многие школьники и их родители полагают, что если в школе ставят пятерки, то проблем со сдачей ЕГЭ и поступлением в хороший ВУЗ на желаемую специальность не будет. Так ли это?
Наша система образования уже много лет находится в состоянии реформирования. Где-то есть успехи, где-то провалы. К одной из негативных сторон современного образования относится то, что существуя в условиях конкуренции, каждая школа стремится доказать, что она лучше других. Поэтому часто ученикам завышают оценки и раздают золотые и серебряные медали в огромных количествах. А когда выпускники сдают ЕГЭ и получают низкие баллы, приходит горькое разочарование. Я помню, что когда я заканчивал 47 школу в 1988 году, у нас из трех классов был лишь один медалист. Например, по математике в нашем классе один ученик имел пятерку, 5-7 четверки, у всех остальных были тройки. Но с этими тройками они поступали в ВУЗ и успешно его заканчивали.
Вы считаете, что между тем уровнем знаний, который сейчас дает школа, и тем, что требует ЕГЭ, существенная разница?
Да, к сожалению, нужно признать, что существует серьезный разрыв между школой и ВУЗом. Этому способствовало много факторов: снижение уровня преподавания в школе, на что указывают как российские, так и зарубежные исследования, падение статуса учителя в нашем обществе и его до сих пор крайне низкая зарплата, некачественные учебники, упадок отечественной науки. Но факт остается фактом: школьный уровень подготовки не дотягивает до требований ЕГЭ. Цифры говорят сами за себя: 15-25% выпускников сдают ЕГЭ ниже проходного балла.
Да, но эта ситуация, скорее всего, касается обычных школ. В гимназиях и лицеях, где программа обучения более углубленная, работают лучшие учителя, школьникам не стоит об этом беспокоиться?
Не совсем так. Предполагается, что уровень преподавания в элитных школах выше, чем в обычных. Но, во-первых, гимназии и лицеи всеми силами стараются доказать, что они соответствуют своему статусу. Поэтому нередко оказывается, что их имидж раздут. Во-вторых, учителя в гимназиях не всегда самые лучшие, ведь открытой конкурсной системы приема на работу нет, а коррупцию у нас еще не победили. Следовательно, и уровень преподавания в элитных школах не очень отличается от хороших среднеобразовательных учебных заведений. Мой совет – каждый год проверять свой уровень знаний: можно участвовать в олимпиадах либо сдавать международные экзамены, лучше – FCE (First Certificate in English).
Что же касается обычных школ, то здесь мы сталкиваемся с другим заблуждением: учащиеся недооценивают то, что имеют, полагают, что у них нет шансов, списывая все на плохих учителей и слабую школу. На самом деле, как бы банально это не звучало, все зависит от нас самих. Нужно просто поставить себе цель и сильно захотеть. Всегда были трудности: раньше – одни, сейчас – другие. Плюсом сегодняшней ситуации является то, что мы имеем доступ ко всей информации, и ЕГЭ – един для всех школ и ВУЗов. Вы можете заранее узнать, как готовиться к экзаменам, что нужно учитывать, какие учебные пособия использовать. И, конечно, есть еще отличные учителя, способные дать своим ученикам качественные и глубокие знания.
Даже те школьники, которые понимают необходимость дополнительной подготовки к ЕГЭ, считают, что в 11 классе у них будет для этого достаточно времени. Что вы можете сказать по этому поводу?
ЕГЭ по иностранному языку один из самых сложных для школьников. Проверяются все языковые знания и навыки: грамматика, лексика, аудирование, чтение, письмо, разговор. Школьная программа лишь в идеале предполагает освоение всего объема этих умений. Кроме того, на результат экзамена влияет не только владение языком, но и знание его специфики. Поэтому за год в 11 классе школьники чаще всего не успевают хорошо подготовится к ЕГЭ. Лучшим вариантом, по моему мнению, является дополнительная интенсивная языковая подготовка в 8-10 классах, когда учащийся совершенствует общие знания по иностранному, и специализированная подготовка к экзамену в 11 классе, где выпускник тренируется проходить тесты и избегать возможных ошибок.
Не могли бы Вы порекомендовать учебники, которые лучше использовать при подготовке к ЕГЭ по иностранному языку?
Сейчас существует огромное количество изданий по этой тематике. Не все из них, нужно признаться, хорошего качества. Есть российские и иностранные учебники. При разработке ЕГЭ по иностранным языкам за основу брались международные экзамены, разрабатываемые и проводимые странами, где говорят на этих языках. Так по английскому это был FCE (First Certificate in English). Поэтому иностранные учебники по ЕГЭ лучше, чем российские. По английскому языку – это учебные пособия трех ведущих изданий в области ангийского языка: Oxford Exam Excellence, Longman State Exam Maximiser и Macmillan Exam Skills. Каждое из этих учебных пособий имеет свои преимущества. На мой взгляд, более выгодным из них является издание Macmillan, так как состоит из трех учебников (Grammar and Vocabulary, Reading and Writing, Speaking and Listening) и книги с тестами (Practiсe Test).
Помню, что когда я училась в школе, некоторые учителя иностранного говорили, что язык способны выучить лишь немногие, другим же, хоть кол на голове теши, это дано. Так ли это? Ведь и сейчас многие школьники сомневаются, могут ли они вообще овладеть столь тонкой наукой.
Если честно, этот вопрос когда-то возникал и у меня. В детстве мне казалось, что природа не наградила меня языковыми способностями, но я ошибался. Дело в том, что при изучении языка работает не только память, но и все остальные способности (мышление, восприятие, воображение). Да и память, благодаря развитию других способностей, улучшается. Поэтому, если у вас есть какие-либо способности, не нужно волноваться, с иностранным у вас будет все в порядке. Так “технарь”, у которого хорошо развита логика, быстрее усваивает грамматику, “гуманитарий”, у кого отличная автоматическая память, легче запоминает слова, “поэт” с богатым воображением лучше улавливает ассоциации между словами и с легкостью замечает оттенки значений. Другое дело, что кроме школы лучше заниматься и дополнительным образованием, так как школа не всегда имеет возможность определить ваши сильные и слабые стороны и учесть их.
Напоследок, я хотел бы пожелать успехов всем, кто хочет изучать иностранные языки. Учите языки – это не только модно, но еще и увлекательно и необходимо! Дерзайте и у вас все получится!
Беседу вела Алеся Черненко,
газета “Рынок Образования”,
апрель 2009, г. Курган.