Как облегчить изучение новой лексики на уроках английского
26 октября 2023Мы открываем серию статей о приемах обучения английскому, которые мы накопили за долгие годы работы нашей школы. Надеемся, что эта информация будет полезна преподавателям, учащимся и родителям учащихся и сделает преподавание и изучение языка еще более эффективным. Сначала мы хотели бы пройтись по основным умениям и навыкам, которые приобретаются на занятиях по иностранному языку. Сегодня мы остановимся на изучении лексики.
Знакомство со словами на английском
С чего начинается изучение слов? Все просто – со знакомства с ними. Это простой, но очень важный этап, так как чем ярче впечатление от первого знакомства со словом, тем быстрее и лучше оно запомнится. Поэтому при введении новой лексики мы рекомендуем не просто дать под запись слово с русским переводом, а дать возможность ученику самому догадаться о значении, а заодно сформировать в голове яркие образы и ассоциации, связанные с этим словом.
Новое слово можно:
- проиллюстрировать рисунком;
- при возможности продемонстрировать на реальных предметах;
- показать с помощью жестов и мимики;
- использовать слово в предложении (контексте), где оно может быть понято (например, The weather is windy today. Mark is short and Liza is tall);
- описать слово на английском языке.
Использование слов на английском
Следующий этап – использование слов, применение знаний на практике. Что может быть важно здесь:
а) Слова лучше изучать не по отдельности, а в рамках одной темы. Иногда, но не всегда, слова в учебнике уже подобраны таким образом. Если же нет, и вам, например, встретилось слово windy (ветреный) в отрыве от других слов по теме «Погода», то это отличная возможность вспомнить старые слова и практиковать разговоры о погоде, уже включая новое слово.
б) Даже на невысоких уровнях учащихся уже можно знакомить с понятием коллокаций (хотя этот термин использовать необязательно). Коллокация – это сочетание слов, которое часто встречается в речи; слова, которые часто «ходят» вместе. Проходя слово rain (дождь), учащиеся могут познакомиться с сочетаниями heavy rain, walk in the rain, rainy weather/day и использовать их в разговоре.
в) Новые слова будут лучше запоминаться, если их использование будет актуально для учащихся, применимо к их реальной жизни. Поэтому мы избегаем составления абстрактных, не привязанных ни к чему, примеров со словами или представления маловероятных ситуаций. Например, когда мы проходим темы have got или there is/there are с начальной школой, мы не просим детей составить просто предложения со словами. Мы просим рассказать, какие вещи есть у них или у их друзей, какие предметы находятся в классе или в их комнате (или на картинке), просим нарисовать чемодан с вещами, которые они возьмут на отдых и рассказать про него и т.д.
Повторение слов на английском
Последний важный этап в изучении слов – это повторение.
К счастью, многие учебники построены таким образом, что пройденная лексика время от времени повторяется. Но иногда этого может быть недостаточно.
Как можно включить повторение лексики в процесс обучения:
- вспоминать уже изученные слова, когда встречается похожая тема или контекст. Например, вы проходите новую порцию слов, обозначающих действия (swim, jump, ride a bike), и тогда это отличный момент, чтобы вспомнить и включить в занятия уже изученные ранее действия.
- использовать различные игры со словами, в которые легко включаются как новые, так и старые слова:
- Hangman. Старая добрая виселица, где нужно отгадывать слово по буквам и спасать человечка.
- Бинго. Тоже известная игра, где нужно записать определенное количество слов из списка и затем вычеркивать их. Лексическое лото.
- Крокодил/Pictionary. Изображать слова жестами или рисунками.
- Крестики-нолики. Правила игры такие же, как и в обычные крестики-нолики, но в каждом квадрате находятся слова, которые либо нужно перевести, либо как-то использовать (например, составить предложение со словом и конструкцией I’ve got… I haven’t got …)