Кристофер Марло: Джеймс Бонд XVI века и титан драматургии. Английская классика, часть 4
21 июля 2025Сын сапожника из Кентербери Кристофер Марло появился на свет в феврале 1564 года, в шестой год с начала правления Елизаветы Тюдор. В царствование этой великой государыни пройдёт и вся жизнь одного из самых загадочных персонажей елизаветинской эпохи. В отличии от своего гениального конкурента, родившегося два месяца спустя в Страдфорде-на-Эйвоне в семье то ли мясника, то ли перчаточника, Кристофер Марло получил не только среднее образование в школе при Кентерберийском соборе. Недюжинные дарования и надежды на церковную карьеру талантливого юноши обеспечили ему стипендию для продолжения образования в Кембриджском университете. Именно там и раскрывается его творческие потенциал, сначала как переводчика с латыни текстов Овидия, а затем и как создателя своей первой трагедии «Дидона, царица карфагенская» («Dido, Queen of Carthage») на сюжет, почерпнутый из «Энеиды» Вергилия.

Вероятно, в годы учёбы в престижном Corpus Christi College начинается и служба Марло в качестве секретного агента Тайного Совета. Выполняя поручения главы этого особого учреждения, могущественного советника королевы Фрэнсиса Уолсингема, Кристофер часто пересекал Ла-Манш и побывал с деликатными миссиями во многих уголках Европы. Такие частые отлучки на континент ввели начальство колледжа в подозрение, что их студент собирается стать католиком, а это с 1585 года каралось как уголовное преступление (вспомним, что основным противником английской короны была испанская монархия – главная католическая держава того времени). Но опасения наставников Марло в тайной смене им веры было снято посланием из Тайного Совета и в 1587 году Марло получает заслуженную степень магистра искусств (Master of Arts).
По завершению учёбы Кристофер Марло продолжает жить двойной жизнью – с одной стороны более чем успешного драматурга, а с другой, тайного агента на службе Её величества. Он становится творцом удивительных миров не только на театральной сцене, но и превращает свою жизнь в необычайное приключенческое произведение, внедряясь в круги противников английской королевы, рискуя при этом собственной головой. Впрочем, рисковал Марло потерять жизнь и не за пределами отечества, ведь его вольнодумство было известно его покровителям, а в доносах его обличали в откровенном атеизме, что грозило эшафотом. Да и характер Марло имел весьма вспыльчивый, так что трагическая развязка не заставила себя ждать.
30 мая 1593 года Кристофер Марло погибает в результате ссоры в компании весьма сомнительных персон. Но быть может печальное известие, столь обрадовавшее многочисленных недоброжелателей Марло, было все лишь мистификацией, ведь его друг и также небесталанный драматург Томас Кид, взятый незадолго перед тем под стражу, обвинил своего гениального приятеля в богохульстве и агитации в пользу наследования короны сыном казнённой шотландской королевы Mary Stuart – Яковом (James I), что, впрочем и произойдёт, но лишь десятилетие спустя. Так что, «умереть» для Кристофера Марло было единственный выходом, чтобы продолжить жить, но под чужой личиной. Докручивая эту конспирологическую версию до предела, её адепты превращают Марло в реального автора (или соавтора, наряду с Уолтером Рэли, Фрэнсисом Бэконом, графом Рэтлендом и, даже, королевой Елизаветой) творений Великого Барда, а Уильяма Шекспира превращают всего лишь в исполнителя роли величайшего драматурга всех времён и народов.


Ну, а что же оставил в наследство своим современникам Кристофер Марло до своей действительной или мнимой кончины в мае 1593 года? За дебютной пьесой о Дидоне, в 1587 году он создаёт дилогию о знаменитом завоевателе Тимуре – «Тамерлан Великий». Именно эта пьеса, пользовавшаяся большим успехом у публики, произвела революцию в сценической речи. Своим белым (свободным от классических размеров) стихом, Марло проторил дорогу звучанию бессмертных шекспировских пьес. В этом же тексте рождается герой-титан (почти что новый Александр Македонский), бросающий вызов самому Небу. Вот знаменитый монолог Тамерлана (Первая часть, акт II, сцена VII), что из простого «скифского пастуха» (хотя реальный грозный воитель был потомком Чингисхана) становится царём, покорившим бескрайние дали Востока:
Tamburlaine monologue
Christopher Marlowe
The thirst of reign and sweetness of a crown,
That caus’d the eldest son of heavenly Ops
To thrust his doting father from his chair,
And place himself in the empyreal heaven,
Mov’d me to manage arms against thy state.
What better precedent than mighty Jove?
Nature, that fram’d us of four elements
Warring within our breasts for regiment,
Doth teach us all to have aspiring minds:
Our souls, whose faculties can comprehend
The wondrous architecture of the world,
And measure every wandering planet’s course,
Still climbing after knowledge infinite,
And always moving as the restless spheres,
Will us to wear ourselves, and never rest,
Until we reach the ripest fruit of all,
That perfect bliss and sole felicity,
The sweet fruition of an earthly crown.
Монолог Тамерлана
русский перевод Эльги Линецкой
Короны сладость и алканье власти,
Из-за которых первенец Сатурна
С престола сверг отца и утвердился
Властителем единым в Эмпирее,
Мне повелели на тебя восстать.
Примером послужил мне сам Юпитер!
Из четырех враждующих стихий
Создав людей, природа в них вложила
Тревожный и неукротимый дух:
Он постигает стройный ход созвездий
И дивную гармонию вселенной,
Пылает ненасытной жаждой знанья,
Мятется, как далекий рой планет;
Он нам велит идти, искать, стремиться,
Пока мы не достигнем тайной цели –
Единственного полного блаженства:
Земной короны на своем челе!
В 1589-м Марло создаёт свой следующий шедевр для театра – пьесу «Мальтийский еврей» («The Jew of Malta»). Эта трагедия, впервые представленная на подмостках лондонского театра «The Rose» в 1593 году, была напечатана лишь сорок лет спустя после ухода её автора и, возможно, антисемитские куски, в духе времени, были добавлены в неё публикатором текста. Заметим, что в 1599-м свою пьесу с главным героем из библейского народа представит публике Вильям Шекспир. Впрочем, его Шейлок из «Венецианского купца» сюжетно и по смыслу весьма далёк от Барабаса из пьесы Марло.

Вершинным творением предтечи Шекспира стала «The Tragical History of the Life and Death of Doctor Faustus» (1593). Именно Марло начинает фаустианскую тему в мировой литературе, следуя канве, изданной незадолго до этого, народной книги о докторе Фаусте (кстати, реальном персонаже, современнике и коллеге вождя Реформации Мартина Лютера по Витенбергскому университету). В пьесе Марло о знаменитом чернокнижнике смешиваются трагическое и комическое начало, а оселковой темой становится губительность человеческой гордыни. Зрителей, а позже и читателей этой пьесы вместе с Фаустом и Мефистофелем совершают головокружительные путешествия по миру, а средствами некромантии возвращают к жизни даже самого Александра Македонского.
Пьесы Кристофера Марло уже пятое столетие заставляют трепетать сердца зрителей и в театре и на киноэкране, где трагических героев великого драматурга запечатлели своей игрой такие бесподобные мастера экрана и сцены, как Ричард Бёртон и Иэн Маккелен. А жизнь самого загадочного тайного агента и вдохновенного сочинителя времён королевы Елизаветы Тюдор ещё ждёт своего Шекспира и Кристофер Марло, несомненно, этого достоин!
