Мотивация при изучении английского языка. Часть 1
26 февраля 2024Без мотивации сложно представить эффективное изучение какого-либо предмета, и особенно иностранного языка, английского в частности. Что такое мотивация? Упрощенно говоря, мотивация в учебе – это внутреннее побуждение учащегося к изучению предмета. Если мы уберем мотивацию, останется только принуждение к обучению, что не способствует эффективному обретению знаний и вряд ли будет работать долго.
Что мы стараемся делать на наших занятиях, чтобы учащиеся были мотивированы, даже если изначально они пришли изучать английский только по желанию родителей? Ниже несколько способов поддержать мотивацию в учениках.
Достаточный уровень сложности
Как правило, учащийся теряет интерес к учебе, если ему слишком легко заниматься (отсутствует какой-либо вызов, нет ощущения существенного прогресса) или если ему слишком сложно: вызовов очень много и ощущения прогресса тоже нет, учеба продвигается со скрипом, а ученик чувствует себя недостаточно умным. Поэтому учителю желательно отслеживать, насколько легко дается материал его ученикам. Если тема понимается с трудом, то нужна дополнительная практика, чтобы закрепить изученное. Если какие-то задания в учебнике явно слишком легкие, то можно их пропустить и взять дополнительный материал.
Интересные задания
Мало что так способствует желанию изучения английского языка (особенно у школьников младшего и среднего звена), как присутствие на уроках не только типичных текстов для чтения и упражнений на грамматику, но и более интересных заданий и игр. Здесь мы выделим несколько пунктов:
Использование игр
О некоторых универсальных вариантах игр мы уже писали в статьях на темы лексики и грамматики.
Использование Realia
Так называемые “realia” – это реальные предметы из повседневной жизни, а также картинки, действия и т.д. Когда учитель задействует настоящие предметы, одежду, еду, какие-то карты, открытки, брошюры и т.д. у учеников всегда возникает большой интерес, а также они лучше усваивают новый материал и видят, как язык, который они изучают, соотносится с реальной жизнью.
Использование технологий
Современным детям нравится, когда на уроках задействуются технологии. Это, конечно же, просмотр различных видео по теме, использование различных онлайн-игр и активностей (например, при помощи таких сайтов как wordwall.net или learningapps.org).
Баланс критики и похвалы
На наш взгляд, это очень важный пункт, т.к. чрезмерной критикой и постоянным исправлением ошибок преподаватель может отбить желание изучать язык, несмотря на то, что сам учитель при этом имеет самые лучшие намерения. Учащихся нужно хвалить. Это важно для всех, но особенно для более младшего возраста. Уже с самых первых уроков ученики должны слышать похвалу на английском: Well done! Good job! Great! и т.п. Также стоит иногда потратить лишние секунды и объяснить, за что именно мы хвалим учащегося: за необычный подход к заданию, за практически полное отсутствие грамматических ошибок в тексте или за то, что вспомнил трудное слово, которое давно не повторяли. Вариантов здесь множество.
Что касается критики, то без неё, конечно, не обойтись при изучении чего-либо. Но учителю стоит быть аккуратным: не ожидать от учащихся сразу же слишком многого, помнить, что изучать английской язык сложно, и не у всех имеются врожденные способности к этому. Также ни в коем случае не нужно исправлять каждую ошибку, сделанную учащимися, особенно в речи. Это может сильно демотивировать, и ученики будут просто бояться говорить в следующие разы.
Если дается задание на отработку определённой грамматической формы, то исправление каждой ошибки в этой форме – уместно. Если же задание состоит в том, чтобы достигнуть некоторой коммуникативной цели, например, договориться с другом о планах на выходные, то забытая –s в 3 лице ед.ч. во времени Present Simple не повод для учителя перебивать учащихся, мешая их выполнению задания. Обсудить главные допущенные ошибки можно уже после того, как все закончат говорить и цель задания будет достигнута.
Продолжение следует…