Апостол Изумрудного острова: День Святого Патрика в англоязычном мире

17 марта 2024 

В конце IV века до н.э. древнегреческий купец и мореплаватель Пифей совершил легендарное плавание вдоль северных берегов Европы, назвав большой остров, неподалеку от Туманного Альбиона, «Иерне», приспособив таким образом к греческому языку слово «Эйре» (Éire), которым до сих пор величают свою родину ирландцы. А уже во времена Римской империи, раскинувшейся вплоть до пределов Британии, непокорённый римлянами соседний остров, стали величать на латыни «Гибернией» (Hibernia), что в буквальном переводе означало «земля зимы». Ну, а самым распространённым поэтическим названием Ирландии стало именование её «Изумрудным островом».

Этот яркий синоним к своей родине впервые использовал в конце XVIII века поэт Уильям Дреннан в стихотворении «When Erin First Rose». И правда, яркий зелёный цвет холмов и долин этой чудесной страны сразу бросается в глаза всем, кто оказывается на земле древних бардов и христианских подвижников, величайшим из которых заслуженно считается святой Патрик.

святой патрик, открытка к дню святого Патрика, Святой Патрикий, апостол Крайнего Запада, православная икона
Святой Патрик, открытка к дню святого Патрика; Святой Патрикий – апостол Крайнего Запада, православная икона

Будущий апостол Крайнего Запада, как величает Патрика «Православная энциклопедия», родился в конце IV века н.э. в одном из прибрежных поселений на севере Римской Британии (неподалёку он города Дамбартон в современной Шотландии). В возрасте 16 лет его похищают во время набега ирландские пираты и следующие шесть лет своей жизни он, в качестве раба, пасёт скот в тех самых зелёных уделах Ирландии. Там он и обретает ту молитвенную веру, которая будет поддерживать его в миссионерском подвижничестве годы спустя. В своей автобиографической «Исповеди» св. Патрик сообщает, как однажды во сне к нему воззвал некий голос: «Хорошо ты постишься; скоро возвратишься на родину». Спустя ещё некоторое время тот же голос ангела Викторика указывает ему, что он должен бежать из плена и, доверясь ему, Патрик совершает путешествие в двести миль (примерно, восемь марафонских дистанций) до побережья, где садится на купеческое судно, что, не без драматических приключений, доставляет его на родину.

Будучи сыном диакона и внуком пресвитера, Патрик решает избрать для себя монашеское служение и долгие годы проводит в одном из знаменитых подвижнических центров римской Галии (нынешней Франции) в Осере. А его духовным отцом становится святой Герман, несколько лет проповедовавший в Британии и почитаемый, как в православной, так и в католической Церкви. В 432 году Патрик вновь слышит обращенный к нему ангельский глас. Вот как пишет об этом автор ирландского жития св. Патрика, написанного в конце VII века:

«… и тогда верный его Викторик, что предрёк Патрику будущее, ещё когда пребывал он в рабстве в Ирландии, стал часто являться ему и сказал, что пришло время пускаться в путь, дабы евангельской сетью ловить дикие варварские племена, к которым Господь направил его учителем».

После это начинается его опасное путешествие в те места, где он когда-то пребывал в рабском положении. Несмотря на препятствия, чинимые друидами (языческим духовенством), его полувековая миссия в Гибернии (Ирландии) оказалась сверхрезультативной. В веру Христа обратился не только простой люд, но и местные князья и даже друиды. Как и положено святым Патрик совершает множество вразумляющих чудес. Так однажды, согласно тексту Иосифа Ворагинского в его «Золотой легенде» (самом популярном собрании легенд о святых западного средневековья):

«По повелению Господа святой посохом очертил в некоем месте большой круг. И вот внутри того круга разверзлась земля, так что образовался глубокий колодец. Святому Патрику было открыто, что в этом месте находится чистилище. Каждый кто захочет в него спуститься, не должен нести другого покаяния и не попадёт в другое чистилище за свои грехи».
Карта острова Стейшн-Айленд и его исправительных учреждений, составленная Томасом Карвом в 1666 году. Кавернское чистилище на карте. Статуя Святого Патрика возле причала парома на Стейшн-Айленд
Карта острова Стейшн-Айленд и его исправительных учреждений, составленная Томасом Карвом в 1666 году; Современная статуя Святого Патрика возле причала парома на Стейшн-Айленд

Эта позднейшая легенда (в ирландском житии св. Патрика нет об этом ни слова) стала столь популярна в средние века, что Ирландия, а именно пещера на острове Стейшн посреди озера Лох-Дерг стала известнейшим центром паломничества, что ещё больше укрепило и распространило славу о святом Патрике, особенно в Английском королевстве, в конце XII века присоединившем соседний остров к своим владениям. Заметим, что с точки зрения средневекового человека, исповедовавшего католицизм, попадание в чистилище, в виду всеобщей и персональной греховности, было практически неизбежным, а вот решение вопроса о переходе оттуда в райскую обитель было весьма проблематичным. И духовных квест с посещением «чистилища св. Патрика» был одной из таких редких 100-процентных возможностей.

Стараниями св. Патрикия (как именуют апостола Ирландии в Православной Церкви) этот Изумрудный остров стал величаться Островом святых. А продолжатели его миссионерского дела, в так называемые «тёмные века» (с VI по X столетия), когда вслед за падением Римской империи в Европе утвердилась чересполосица варварских государств, сумели не только сохранить в Ирландии христианство, но и много порадели во вторичной христианизации европейских народов, заодно и популяризируя имя небесного покровителя своей родины.

Чистилище Святого Патрика, древнее паломничество, проходившее на острове Стейшн и в Лох-Дерге, графство Донегол, Ирландия
Чистилище Святого Патрика – древнее паломничество, проходившее на острове Стейшн и в Лох-Дерге, графство Донегол, Ирландия

Но подлинный рассвет культа святого Патрика в англоязычном мире берёт начало от вынужденного рассеянья ирландцев, которые спасаясь от «великого голода» на родной земле, в середине XIX века массово переселялись в Новый свет и прежде всего в США. Так что, День святого Патрика стал для ирландских американцев, разделённых с родиной предков, особо значимым в возможности продемонстрировать свои исторические корни. Интересно, что, даже освободившись из-под многовекового правления британской короны, в Ирландии преобладающая часть населения (98%) использует английский не только в качестве одного из двух официальных (наряду с автохтонным – гэльским), но и как язык бытового общения. Так что если бы святому Патрику вновь пришлось бы проповедовать в Ирландии, то ему надо было бы овладеть английским, на котором создавали свои литературные шедевры такие великие ирландцы, как Джонатан Свифт, Оливер Голдсмит, Оскар Уайльд, Бернард Шоу, Уильям Батлер Йейтс, Джеймс Джойс, Клайв Стейплз Льюис.

Wishing you a wee bit o’ fun and a whole lot o’ luck this St. Patrick’s Day!

Валерий Алексеев
Историк культуры и киновед, ведущий сообществ КИНОлоция и ПИИТ, лектор-фрилансер

Написать комментарий

Менеджер Шанс

онлайн

Языковая Школа Шанс на связи! Что вас интересует?