Боб Дилан – рок-битник и нобелиат
24 мая 2024Есть творческие судьбы, пересказать которые под силу лишь эпическим рапсодам, таким как Гомер или легендарный создатель «Махабхараты» мудрец Вьяса. Такие судьбы вмещают в себя множество жизней в одно человеческое воплощение – того, кто становится притчей на устах миллионов, властителем дум уже не одного поколения. Из этого не столь большого ряда и родившийся 24 мая 1941 года в провинциальном городке Дулут озёрного штата Миннесота Роберт Аллан Циммерман, известный всему миру под своим творческим псевдонимом Боб Дилан.
Любовь к блюзу (blues) и музыке кантри (country music) он впитал в себя через радиоволны ещё в детстве, слушая трансляции радиостанций с другой стороны Америки – из штата Луизиана. А влюблённость в рок-н-ролл у юного Роберта проявилась в выпускном классе, когда он создал группу «The Golden Chords», исполнявшую каверы тинейджеровских кумиров того времени – Литл Ричарда и Элвиса Пресли. А посетив в январе 1959 года концерт искромётного гения рок-н-ролла Бадди Холли, через три дня погибшего в авиакатастрофе (The Day the Music Died), Дилан испытал импринтинг необычайной силы: «Он вдруг взглянул мне прямиком в глаза – и что-то передал своим взглядом. Я не знал, что. И у меня мурашки по коже побежали». Вскоре, поступив в университет Миннесоты, 19-летний Роберт сокращает своё имя до Боба, а в качестве фамилии берёт имя замечательного валлийского поэта и драматурга Дилана Томаса.
Всё большая связь с музыкой подвигает Боба Дилана бросить учёбу и в 1961-м он отправляется в Нью-Йорк на встречу со своим кумиром Вуди Гатри, благодаря которому и решает посвятить себя музыке кантри, так как считает, что именно в ней сможет более всего выразить ту пульсацию вдохновения, что требует не только ритмического выплеска, но и текстов с серьёзным содержанием. Период ученичества, когда Дилан, набираясь опыта, играет с признанными мастерами того времени в клубах Гринвич-Виллиджа, занимает всего около года.
А уже в марте 1962 на старейшем в мире лейбле звукозаписи Columbia Records выходит его первый, пропитанный folk music, альбом, незатейливо названный «Bob Dylan». Этот дебют не был громким и многие на студии даже поговаривали, что искатель талантов Хэммонд ошибся, сделав ставку на это не приносящее доходов дарование. Но продюсер не потерял в него веру, а музыкант, выправивший теперь паспортное имя по своему псевдониму, не переставал создавать всё новые и новые песни, со временем ставшие классикой рок-музыки. За год до того, как битлы поедут завоёвывать Дикий Запад, Боб Дилан отправляется в свои первые мини-гастроли на острова Туманного Альбиона. Именно там он и обретает славу, исполнив в эфире BBC Television свою знаменитую Blowin ‘in the Wind, вскоре вышедшую в составе альбома «The Freewheelin’ Bob Dylan».
Кто только не исполнял за более чем шесть десятилетий этот хит протестных шестидесятых – величайшая дива киноэкрана Марлен Дитрих и классик джаза Дюк Эллингтон, король поп-музыки Элвис Пресли и Джоан Баэз (именно в её исполнении звучит эта песня в саундтреке культового «Форреста Гампа»). А первую строчку этой легендарной песни: «How many roads must a man walk down?» известный британский фантаст Дуглас Адамс определил в своём «Путеводителе для путешествующих автостопом по галактике» в качестве Основного Вопроса Вселенной. С этого вопроса, прозвучавшего на весь мир (за вычетом стран, располагавшихся тогда за «железным занавесом») в 1963-м и началась всемирная слава Боба Дилана.
Так 22-летний паренёк вмиг становится одной из самых известных персон мира, влияя с того времени на умы и сердца несметного числа слушателей, в том числе и тех, кто сам поднимался на песенный олимп. Джордж Харрисон вспоминал:
Такое же восторженное признание молодой бард получил и со стороны одного из главных авторов американской контр-культуры поэта-битника Аллена Гинзберга: «Как поэт-оратор он также величайший: я думаю, что он произносит свои гласные и согласные лучше, чем кто-либо другой».
С тех пор жизнь Дилана (и в творческом, и в личном плане) завертелась с необычайной быстротой. Каждый его новый альбом в середине 1960-х открывал новые горизонты для рок-музыки, к берегам которой довольно быстро причалил этот неугомонный искатель и вскрыватель смыслов. Его песни того времени делили первые строчки билбордовских чартов (Billboard charts) со шлягерами группы «Битлз». Но и на вершине успеха он продолжал свои поиски, не боясь не совпасть с ожиданиями аудитории. Он то много лет гастролировал от Австралии до Японии, то вдруг пропадал надолго, становясь затворником своей домашней студии. И также неожиданно появлялся, как это было на легендарном The Concert For Bangladesh в августе 1971-го в компании с Джорджем Харрисоном и индийским гуру музыки Рави Шанкаром. А в конце семидесятых удивил всех своих поклонников, погрузившись на несколько лет в мир религиозных исканий.
Летом 1985-го по приглашению Евгения Евтушенко и Андрея Вознесенского он принял участие в «Вечере мировой поэзии» на стадионе в Лужниках. Впрочем, молодая публика, которую организованно свезли на этот концерт приняла суперзвезду мировой рок-сцены весьма прохладно, выдавая тем и своё плохое знание языка геополитического противника, да и почти абсолютную дремучесть в понимании рок-музыки, которую активно глушили и хулили в «Стране победившего социализма». А вот в камерной обстановке тбилисского Дома писателей, где прошло второе выступление в Советском Союзе легендарного рок-барда, восторженность слушателей не знала границ и после концерта ребята подняли на руки машину со своим кумиром и донесли её до гостиницы, где он тогда остановился. Вероятно, в тот же приезд Дилану удалось побывать и на родине своих дедушки и бабушки по отцовской линии в Одессе. А уже в 2008 году Боб Дилан ещё раз посетил наше отечество, сыграв большой концерт в Петербурге.
Влияние этого выдающегося мастера на мировую культуру второй половины XX и начало XXI столетий столь объёмно, что невозможно обозреть даже в сжатом виде. Его тексты служили материалом для проповеди папы римского Иоанна Павла II, а отдельные строчки чаще других используются в качестве общепризнанных сентенций во время судебных разбирательств, в том числе и в Верховном суде США. В октябре 2016 года Бобу Дилану, первому из авторов рок-поэзии, была присуждена Нобелевская премия по литературе с формулировкой «за создание новой поэтической выразительности в рамках американской песенной традиции». Вот несколько текстов тех песенных шедевров Дилана, что занимают первые строчки в списках самых величайших песен всех времён и народов.
LIKE A ROLLING STONE
№1 из 500 величайших песен по версии журнала Rolling Stone
Once upon a time you dressed so fine
You threw the bums a dime in your prime, didn’t you
People’d call, say,
“Beware doll, you’re bound to fall”
You thought they were all kiddin’ you
You used to laugh about
Everybody that was hangin’ out
Now you don’t talk so loud
Now you don’t seem so proud
About having to be scrounging for your next meal
How does it feel
How does it feel
To be without a home
Like a complete unknown
Like a rolling stone
You’ve gone to the finest school all right, Miss Lonely
But you know you only used to get juiced in it
And nobody has ever taught you how to live on the street
And now you’re gonna have to get used to it
You said you’d never compromise
With the mystery tramp, but now you realize
He’s not selling any alibis
As you stare into the vacuum of his eyes
And say do you want to make a deal
How does it feel
How does it feel
To be on your own
With no direction home
A complete unknown
Like a rolling stone
You never turned around to see the frowns
On the jugglers and the clowns
When they all did tricks for you
You never understood that it ain’t no good
You shouldn’t let other people get your kicks for you
You used to ride on the chrome horse with your diplomat
Who carried on his shoulder a Siamese cat
Ain’t it hard when you discover that
He really wasn’t where it’s at
After he took from you everything he could steal
How does it feel
How does it feel
To be on your own
With no direction home
Like a complete unknown
Like a rolling stone
Princess on the steeple and all the pretty people
They’re all drinkin’, thinkin’ that they got it made
Exchanging all precious gifts
But you’d better take your diamond ring, you’d better pawn it babe
You used to be so amused
At Napoleon in rags and the language that he used
Go to him now, he calls you, you can’t refuse
When you got nothing, you got nothing to lose
You’re invisible now, you got no secrets to conceal
How does it feel
How does it feel
To be on your own
With no direction home
Like a complete unknown
Like a rolling stone.
BLOWIN ‘IN THE WIND
How many roads must a man walk down
Before you call him a man?
Yes, ’n’ how many seas must a white dove sail
Before she sleeps in the sand?
Yes, ’n’ how many times must the cannonballs fly
Before they’re forever banned?
The answer, my friend, is blowin’ in the wind
The answer is blowin’ in the wind
How many years can a mountain exist
Before it’s washed to the sea?
Yes, ’n’ how many years can some people exist
Before they’re allowed to be free?
Yes, ’n’ how many times can a man turn his head
Pretending he just doesn’t see?
The answer, my friend, is blowin’ in the wind
The answer is blowin’ in the wind
How many times must a man look up
Before he can realy see the sky?
Yes, ’n’ how many ears must one man have
Before he can hear people cry?
Yes, ’n’ how many deaths will it take till he knows
That too many people have died?
The answer, my friend, is blowin’ in the wind
The answer is blowin’ in the wind
THE TIMES THEY ARE A-CHANGIN
Come gather ’round people
Wherever you roam
And admit that the waters
Around you have grown
And accept it that soon
You’ll be drenched to the bone
If your time to you is worth savin’
Then you better start swimmin’ or you’ll sink like a stone
For the times they are a-changin’
Come writers and critics
Who prophesize with your pen
And keep your eyes wide
The chance won’t come again
And don’t speak too soon
For the wheel’s still in spin
And there’s no tellin’ who that it’s namin’
For the loser now will be later to win
For the times they are a-changin’
Come senators, congressmen
Please heed the call
Don’t stand in the doorway
Don’t block up the hall
For he that gets hurt
Will be he who has stalled
There’s a battle outside and it is ragin’
It’ll soon shake your windows and rattle your walls
For the times they are a-changin’
Come mothers and fathers
Throughout the land
And don’t criticize
What you can’t understand
Your sons and your daughters
Are beyond your command
Your old road is rapidly agin’
Please get out of the new one if you can’t lend your hand
For the times they are a-changin’
The line it is drawn
The curse it is cast
The slow one now
Will later be fast
As the present now
Will later be past
The order is rapidly fadin’
And the first one now will later be last
For the times they are a-changin’