Такое разное образование в России и США: стереотипы и факты. Часть 1
10 сентября 2019Будучи российскими школьниками, студентами, родителями, мы смотрим американские фильмы про детей и подростков и невольно сравниваем их систему образования с нашей, российской. Благодаря сериалам, ТВ-шоу и кино у нас сформировались стойкие стереотипы об учебе в школах и ВУЗах США. И вот часть из нас уже считает, что американское образование – образец для подражания, а часть восхваляет наши учебные заведения, считая всех американцев необразованными. Сильно ли их система отличается от российской?
Какие же самые распространенные стереотипы у нас сформировались благодаря кинематографу и не только, правдивы ли они?
Стереотип 1: Полная свобода
Стереотип: В американских школах полная свобода: ходят в чем хотят, могут безнаказанно пропускать занятия, опаздывать, на равных общаться с учителями и даже директором и т.д.
Факты
В американских школах очень много правил, за нарушение которых последует определенное наказание. Например, чтобы выйти в туалет во время урока, необходимо получить не просто разрешение учителя, а специальный пропуск (hall pass) и расписаться за его получение. При этом ученику запрещено покидать этаж. За хождение по коридорам во время урока без пропуска, за опоздания, прогул, плохое поведение и даже за невыполнение каких-то поручений и заданий все ученики несут ответственность. Наказания варьируются в зависимости от степени тяжести нарушения.
За небольшие провинности школьников оставляют после занятий (detention), где они пишут извинения, помогают с какой-то работой или выполняют домашнюю работу под присмотром учителя. Длительность может быть разной: от 5 минут до 2 часов.
Если ученик натворил что-то более серьезное, то его могут отстранить от занятий. Отстранения бывают двух видов: in-school (когда учащийся продолжает ходить в школу, но учится в отдельном кабинете) и out-of-school (когда запрещено посещать школу какое-то время). В самых серьезных случаях из школы могут вообще исключить.
Что касается школьной формы в США, то с этим тоже не все так просто. В частных школах в обязательном порядке есть единая форма. В общеобразовательных учебных заведениях формы и правда нет, но установлен дресс-код: могут быть запрещены голые плечи, юбки выше колена, рваные джинсы и т.д.
Почему же русские считают, что в американских школах царит свобода и вседозволенность?
Есть такое понятие, как индекс дистанции власти, который показывает степень социальной иерархии в каком-то обществе и степень принятия такой иерархии членами этого общества. Термин был введен и тема изучена нидерландским социологом Гертом Хофстеде. Под иерархией понимается неравномерное распределение власти и полномочий в какой-то социальной группе. Индекс дистанции власти характеризует отношение членов социума к такому неравенству, насколько лишенные власти принимают существующую иерархию и ведут себя в соответствии с ней.
Geert Hofstede
Так вот Хофстеде выделил 2 индекса дистанции власти: высокий и низкий. Жители стран с низкой дистанцией власти ответственны и инициативны. Они считают, что власть принадлежит каждому члену общества и борются за свои права.
Когда дистанция власти большая, начальник обычно демонстрирует свое превосходство и обращается к своим подчиненным сверху-вниз, а общество беспрекословно принимает это.
Россия считается страной с высокой дистанцией власти:
– в российской семье принято, что дети должны слушаться родителей и почтительно к ним относиться. В случае возникновения расхождений во взглядах детей заставляют подчиняться воле старших.
– в обучении в России центральная фигура – учитель, а обучение – восприятие мудрости учителя.
– на работе идеальный босс – великодушный и доброжелательный автократ, а подчиненные – исполнители его воли, им говорят что и в какой последовательности надо делать.
Возвращаясь к теме образования: в России студенты обязаны слушаться учителей, вести себя в их присутствии хорошо, не спорить с ними, уважать и иногда даже бояться. Это понимается нами как дисциплина.
США – страна с низким индексом дистанции власти. В процессе обучения это значит, что центральная фигура – учащийся, под его нужды разрабатываются программы. Учитель просто облегчает получение знаний и навыков. Студенты и учителя чувствуют себя вполне комфортно, когда ставят под сомнение какие-то идеи и поведение друг друга. Учащиеся подчиняются законам и правилам школы, а не воле учителя.
Стереотип 2: низкое качество образования
Стереотип: Образование в американских школах низкого качества, поэтому все американцы недалекие.
Факты
Стоит начать с того, что система образования в США и России кардинально различаются и сравнивать их крайне сложно. Критерии оценивания качества образования у нас совсем разные. Но давайте попробуем разобраться в этом вопросе.
Calhan High School, Senior Classroom
На самом деле качество образования тоже во многом обусловлено индексом дистанции власти. В США учитель не беспокоится о соблюдении какого-то плана, предписанного кем-то другим, а учит в соответствии с потребностями учеников. Знания, получаемые в американской школе, более практичны и понятны для студентов, а значит, полезны.
В России учебная программа охватывает очень много информации, и она диктует учителю темп обучения, невзирая на индивидуальные потребности учеников. В российской школе важнее получить знания, чем научиться применять их в жизни.
В США у учеников есть возможность выбора: с обязательными дисциплинами они изучают то, что считают для себя более интересным: фотографию, антропологию, криминологию, дизайн и т.д. Это опять доказывает, что обучение там студент-ориентированное.
Согласно Хофстеде, русские в принципе характеризуются боязнью неопределенности и неизвестности, когда непонятно, что делать, ведь никто не дал инструкций. Поэтому сложно себе представить, чтоб ученики нашей средней школы принимали подобные решения о выборе предметов для изучения.
Еще одно несоответствие с нашей системой образования – разделение на разные уровни знания по каждому предмету. Два ученика старшей школы на одном году обучения могут проходить разной степени сложности материал, например по математике. Решается это по результатам итоговых тестов, а также зависит от знания английского языка. Только представьте, сколько национальностей живет в США. Из-за языковых проблем у иммигранта велика вероятность, что его запишут на более слабые уровни по всем предметам, ведь на более сложных есть шанс не понимать, о чем идет речь.
Еще одна причина, почему мы, русские, считаем американское образование низкокачественным, а наше более качественным – это наша память о советском прошлом, о временах холодной войны с США и конкуренции в научных достижениях и открытиях. Государство вкладывалось в образование и науку, и все видели высокие результаты. Сейчас после развала СССР даже многие противники советского режима испытывают гордость за достижения страны в те годы и не готовы признавать, что пальма первенства упущена.
Стереотип 3: У американских школьников мало домашних заданий
Факты
Собственно этот стереотип тоже заставляет думать, что качество образования от этого хромает и не может быть хорошим.
В США действует правило десяти минут. Это значит, что на первом году обучения, домашняя работа занимает 10 минут, и каждый год увеличивается по длительности еще на 10 минут. Это в идеале. Многочисленные исследования и опросы на эту тему показывают совсем другие результаты. Продолжительность выполнения домашнего задания вдвое выше в старшей школе, чем это рекомендовано.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) является межправительственной организацией. В 2009 году ОЭСР провела подробное исследование с целью определения количества часов, отводимых на выполнение домашних заданий учащимися во всем мире, и провела исследование в 38 странах. Тестировались 15-летние школьники. Результаты показали, что в Шанхае, Китай, у студентов наибольшее количество часов домашних заданий – 13,8 часа в неделю. Затем следует Россия, где в среднем домашние задания у учеников составили 9,7 часа в неделю. В США насчитали 6,1 часа в неделю, а наименьшее количество часов домашней работы было выявлено в Финляндии – 2,8 часа.
Как видно из результатов, нельзя однозначно сказать, что американские школьники – счастливчики с малым количеством домашнего задания. Оно есть, и в старшей школе его становится еще больше с каждым годом.
Продолжение следует…