Какие изменения произошли в российских школах за последние 20 лет?
4 июля 2019Согласно специалистам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Россия вошла в тройку стран лидеров по темпам изменений в школе. На ум моментально приходят такое серьезное нововведение за последние 20 лет, как ЕГЭ и ОГЭ в качестве итоговой аттестации. Произошли и другие изменения, которые не могли ускользнуть из нашего поля зрения.
1. Обучение в начальной школе по разным методикам
Раньше: В начальной школе была одна программа обучения для всех. Ближе всего к ней из ныне существующих программ – “Школа России”.
Сейчас: Министерством образования РФ одобрены несколько школьных программ. Они отличаются тем, что рассчитаны на разные способы восприятия у учеников и учитывают особенности их мышления. Эти различия выражаются в подаче материала, в многообразии упражнений, в организации учебной деятельности. При этом все программы отвечают одному требованию – усвоение учеником обязательного минимума знаний.
2. Более раннее изучение иностранного языка
Раньше: со 2-ого класса обучение иностранному языку было лишь в специализированных школах с углубленным изучением.
Сейчас: Во всех школах данная дисциплина вводится во 2-ом классе как обязательный предмет.
Более того уже который год совершаются попытки включить в перечень обязательных предметов второй иностранный язык, но пока в новой редакции ФГОС он получает статус рекомендованного, то есть на усмотрение самих школ.
3. Новые предметы в школьной программе
Раньше: Для младших школьников помимо литературы, русского языка и математики, проводились увлекательные уроки природоведения, труда, физкультуры.
Сейчас: Некоторые предметы были просто переименованы. Привычный труд стал для всех технологией. Природоведение превратилось в окружающий мир, где изучается не только природа, но и место человека в обществе, правила безопасности, государственная символика и прочее. Появился так же такой предмет, как основы религиозных культур и светской этики, включающий шесть модулей, один из которых выбирают ученики и их родители: “Основы православной культуры”, “Основы исламской культуры”, “Основы буддийской культуры”, “Основы иудейской культуры”, “Основы мировых религиозных культур”и “Основы светской этики”.
Чиновники предлагают все новые и новые дисциплины для школьной программы, некоторые из них имеют реальную возможность появиться в расписании уже в ближайшем будущем: “Личное развитие”, “Семьеведение” и “Нравственность в семье”, “Шахматы”, “Церковнославянский язык”, “Речевой этикет”, “Этнология”, “ЗОЖ” и другие.
4. Введение тематических тетрадей
Раньше: Раньше родителям приходилось покупать своим детям в школу чистые тетради в клетку и линейку, канцелярию и учебники, иногда даже не все (часть выдавалась из школьной библиотеки). Все получаемые знания фиксировались и отрабатывались учениками в чистых тетрадях.
Сейчас: Плюсом ко всему перечисленному, что было раньше, теперь ученики должны покупать и носить печатные тетради. Они являются дополнением к учебникам, и сами выглядят, как учебники, но в мягкой обложке. Внутри можно найти пропуски, которые необходимо заполнять от руки. Теперь не нужно записывать длинные предложения и примеры, достаточно вписать свой ответ к заданию: букву, слово или цифру.
5. Школьная форма
Раньше: До 2012 года в школах не предъявлялись жесткие требования к форме.
Сейчас: Этот вопрос начал контролироваться на законодательном уровне. Введен образец желаемого внешнего вида (темный низ, белый верх). Но никаких строгих единых требований к цвету и комплекту одежды не предъявляется. Общий вид формы учащихся (цвет, фасон) определяются советом школы, родительским комитетом, родительским собранием. Лишь в отдельных учебных заведениях предусмотрена специальная форма.
6. Электронные дневники
Раньше: бумажный дневник, куда ученик записывал самостоятельно домашнее задание, а учителя ежедневно ставили отметки по своим предметам, а в конце четвертей и учебного года выставляли итоговые оценки.
Сейчас: Бумажные дневники, конечно, никуда не делись, но в наше время это не единственное место для выставления оценок. В обиход введены электронные версии дневников для просмотра в онлайн режиме с любого устройства. Во-первых, ученик теперь ни при каких обстоятельствах не забудет, что задано на дом. Во-вторых, будучи на больничных, учащиеся всегда находятся в курсе учебных событий. В-третьих, родители самостоятельно могут контролировать успеваемость ребенка и выполнение его домашних заданий.
7. Денежный вопрос
Раньше: Школьное образование раньше было условно бесплатным. Все мы помним и бесплатную продлёнку, и бесплатные учебники из библиотеки (хоть и частично), и отсутствие как таковой школьной формы.
Сейчас: Теперь у родителей появились большие статьи расходов на школу. В списке таких затрат можно отметить пошив формы, закупка учебников и тематических тетрадей, платные группы продленного дня, сборы на охрану. Канули в прошлое времена с бесплатным питанием в школьной столовой. Теперь осуществляется даже разная форма оплаты за питание: специальные карточки на питание, наличные или оплаченные квитанции.
8. Второй шанс для двоечников
Раньше: За наличие итоговой двойки в дневнике учащийся оставлялся на второй год, при условии, что не удалось ее исправить перед началом учебного года.
Сейчас: основанием для отказа в переводе в следующий класс может быть наличие двух двоек, причем таким учащимся предоставляется шанс вовремя исправить их. Если исправить отметки так и не удается, есть три варианта развития событий: оставление на второй год, перевод школьника на обучение по индивидуальному учебному плану или его перевод в коррекционный класс.
В старших классах учеников на второй год оставлять запрещено. Если у ученика несколько неудовлетворительных отметок, его просто переводят на занятия в вечернюю школу.
9. Задания, рассчитанные на помощь родителей
Раньше: Домашняя работа в начальной школе задавалась с расчетом на самостоятельную работу ученика. Помощь родителей была инициативой самих родителей при возникновении каких-то затруднений у ребенка.
Сейчас: В связи с техническим прогрессом и его внедрением в школьную жизнь, многие задания подразумевают родительское участие, чтобы решить некоторые технические “моменты”. Первоклассникам нередко задают сфотографировать, распечатать информацию и изображения для создания презентаций, а также эту информацию найти в интернете. Поэтому без непосредственной помощи взрослых младшим школьникам первое время не обойтись.
10. Продолжительность обучения в школе
Раньше: Начальная школа длилась 3 года, а после окончания 3 класса, ученики переходили сразу в среднюю школу – 5 класс. Таким образом, общая продолжительность обучения в школе составляла 10 лет.
Сейчас: Начальное образование теперь длится 4 года (с 1 по 4 класс), поэтому школьники учатся ровно 11 лет.
Выводы
Всегда считалось, что школа – это место, где ребенок учится грамотности, а также она является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Но современная школа уже не отвечает таким представлениям и придерживается совсем другого мнения. Она занимается конкретно оказанием образовательных услуг. Причем ответственность за результат почти полностью возложена на ученика и его родителей. Без дополнительных затрат денег, времени и энергии ребенок получит достаточно ограниченные знания согласно разработанным методикам. По сути это главное отличие современной школы от учебных заведений образца двадцатилетней давности.